SaveText.Ru

Без имени
  1. Субкультура - это особый тип культуры, представленный замкнутыми самоизолирующимися социокультурными образованиями, которые складываются на «периферии» общественной жизни и дистанцируется от доминирующего типа культуры.
  2.  
  3. Субкультура - это специфический образ жизни, это реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире. Субкультуры появляются вне зависимости от политики, экономики. Материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура.
  4.  
  5. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда.
  6.  
  7. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличающегося от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.
  8.  
  9. Контркультура - оппозиционный наступательный тип культуры, представители которой стремятся реконструировать и частично демонстрировать доминирующую в обществе систему ценностей, норм, идеалов, заменив отжившие (или кажущиеся отжившими) формы качественно новыми образованиями, что соответствует функции ресоциализации.
  10.  
  11. Грань между субкультурой и контркультурой порой весьма относительна и условна. Были и есть многофункциональные (поливекторные) социокультурные образования, занимающие пограничное положение между типом субкультуры и типом контркультуры.
  12.  
  13. История термина
  14.  
  15. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
  16.  
  17. Как известно, каждая из субкультур имеет свой стиль, свою идеологию, т.е. каждый хочет выделиться, быть не таким, как все. Можно сказать, что присутствует некая психологическая неустойчивость.
  18.  
  19. Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими темами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны массовой культуре; они имеют сложные отношения, как с массовой культурой, так и с другими субкультурами.
  20.  
  21. Деление субкультур на группы
  22.  
  23. — - Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
  24.  
  25. — - Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
  26.  
  27. — - Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры.
  28.  
  29. — - Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
  30.  
  31. — - Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
  32.  
  33. — - Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
  34.  
  35. — - Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
  36.  
  37. — - Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
  38.  
  39. — - Элита: мажоры, рейверы.
  40.  
  41. — - Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.
  42.  
  43. — - Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.
  44.  
  45. — - Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
  46.  
  47. НЕ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ, ЧТО ВСЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЁЖИ СОСТОИТ ИЗ СУБКУЛЬТУР. КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНА.
  48.  
  49. Существует три типа культуры:
  50.  
  51. · Дети учатся у отцов
  52.  
  53. · Дети учатся у сверстников
  54.  
  55. · Отцы учатся у детей
  56.  
  57. Готы
  58.  
  59. Готы -- представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе и фильмам, декадансу и мистике.
  60.  
  61. Название субкультуры готов и музыкального жанра готик-рок появилось в английском языке в 1980-е. Точное авторство его неизвестно.
  62.  
  63. Главное отличие гота от обычного человека - это особенные «готические» жизненные принципы, которые для непосвященного могут показаться безобразными. Один из таких принципов, «carpe diem», гласит что сегодняшний день может быть последним в жизни, поэтому прожить его нужно соответственно. Но вместо того чтобы в полную силу наслаждаться позитивными эмоциями, готы берут вдохновение из депрессий, отчаянья и душевной боли. В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь».
  64.  
  65. Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).
  66.  
  67. Средний возрастной состав - от 15 до 18 лет. Минимальный возраст - 14 лет. Реже встречаются лица 19-20 лет. Более взрослый состав обычно отсутствует.
  68.  
  69. Движение неагрессивно, разобщено, иерархия отсутствует. Для движения характерно равноправие полов. Существенное численное превосходство девочек: примерно 2 - 3 мальчика на 10 девочек.
  70.  
  71. Среди участников движения обоих полов распространен бисексуализм. Последний вряд ли можно отнести к категории транзиторного гомосексуализма, так как он рассматривается как часть образа жизни, а не случайные факты «дружбы» с близковозрастными знакомыми.
  72.  
  73. Основные элементы готического имиджа -- преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж.
  74.  
  75. Типичная атрибутика, используемая готами -- анкх (древнеегипетский символ жизни), черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши. Макияж используется и мужчинами, и женщинами.
  76.  
  77. Однако в субкультуре готов заложены некоторые компоненты, которые могут представлять потенциальную угрозу, перерастая в определенных условиях в криминальные и экстремистские нормы поведения.
  78.  
  79. Подобную потенциальную опасность несут следующие субкультурные нормы:
  80.  
  81. * Выбор кладбищ в качестве приоритетных мест тусовок. Это приводит к тому, что такая распространенная в подростковой среде забава, как нанесение надписей и рисунков на стенках, в правовом плане рассматривается не как хулиганство, а как вандализм.
  82.  
  83. * Ориентация на сатанизм, как на одну из составляющих субкультуры готов. Подобная ориентация декларативна. Однако, в отдельных случаях, при невысоком интеллекте подростка, подобная норма спорадически может вырождаться в дьяволопоклонничество, завязанное на вандализм и издевательство над животными.
  84.  
  85. * Маргинальные слои сообщества готов находятся в промежуточном положении между агрессивными и неагрессивными формированиями. Наблюдаются случаи, когда происходит смещение норм поведения на ценности агрессивной низкоинтеллектуальной субкультуры панков, допускающей различные противоправные действия и формирование совместных тусовок с дворовыми агрессивными полисубкультурными группами.
  86.  
  87. Металлисты
  88.  
  89. Металлисты, это одна из самых больших «неформальных» субкультур.
  90.  
  91. Когда-то давно тяжелая музыка была то увлечением немногих меломанов, то элитным развлечением интеллигенции... и даже минутным увлечением гопников. Сегодня тяжелую музыку слушают почти все. Теперь это очень насыщенный музыкальный пласт, некоторые составляющие которого не имеют между собой ничего общего, кроме характерного «перегруженного» звучания. «Тяжесть» сегодня - равноправное, модное, продвинутое течение, никакой не андеграунд, никакой не бунт, как бывало раньше.
  92.  
  93. Металлисты-- это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1980-е годы. Субкультура широко распространена в Северной Европе, достаточно широко -- в северной Америке, есть значительное количество ее представителей в Южной Америке, Южной Европе и Японии.
  94.  
  95. Поклонники тяжелого металлического рока (хэви метал рок), черного металлического рока (блэк метал рок), скоростного металлического рока (спид метал рок) - все они - металлисты.
  96.  
  97. Некоторые металлисты исповедуют культ сатаны, называют себя сатанистами, но это скорее редкость. Современное поколение металлистов любит свободную жизнь в свое удовольствие. Они считают, что ничем не обязаны другим людям, ходят на концерты, на которых могут распивать спиртные напитки, а после устраивать потасовки. Движение металла можно разделить на 2 группы: радикальное и более спокойное. К радикальному относятся металлисты-сатанисты и особо агрессивные группы. К ним часто примыкают панки, так как им импонирует культ насилия, дух бунтарства и отрицания, а также возможность поиздеваться над слабыми.
  98.  
  99. К металлистам примыкают группы подростков, которым нравится рок-музыка, костюм неформала. Старшие и более опытные их серьезно не воспринимают, но именно эти подростки и старые, бывалые, металлисты, возраст которых перешел границу 35-40 лет, составляют собой более спокойное течение. Среди молодежи, конечно, существуют такие металлисты, которые поверхностно разбираются в проблемах металлического рока, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно. Как правило, именно они на концертах, и после них, устраивают мелкие беспорядки, прыгают на сцену, бросают пустые банки и бутылки из-под пива.
  100.  
  101. Типичную моду среди многих металлистов можно описать так:
  102.  
  103. Длинные волосы у мужчин.
  104.  
  105. Кожаная мотоциклетная куртка «косуха», кожаный жилет.
  106.  
  107. Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.
  108.  
  109. Напульсники -- кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах.
  110.  
  111. Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых метал-групп.
  112.  
  113. Короткие или высокие сапоги с цепями -- «казаки». Тяжелая обувь -- «камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).
  114.  
  115. Кожаные штаны или джинсы (обычно синие или чёрные).
  116.  
  117. Возможно клёпки и шипы на одежде.
  118.  
  119. Часто: длиннополая одежда черного цвета (плащи, пальто), а также мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев.
  120.  
  121. Металлисты пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служит средством эскапизма, отчуждения от «серой реальности», формой молодёжного протеста.
  122.  
  123. Как правило, металлисты не ассоциируются с употреблением наркотиков, но считаются склонными к употреблению алкоголя (пиво).
  124.  
  125. субкультура символ гот эмо
  126.  
  127. Скинхеды
  128.  
  129. Скинхеды -- собирательное название представителей одной из молодёжных субкультур. Считается, что 1969 год был пиком популярности этой субкультуры. Под «скинхедами» подразумеваются асоциальные лица, как правило, несовершеннолетние, безработные или агрессивно настроенные жители спальных районов, реже представители рабочего класса, использующие символику и когда это удобно -- идеи скинхедов для оправдания хулиганских действий. Скинхеды - это группы городской молодежи, живущие по своим законам, со своей музыкой, своими отличительными знаками, своей модой в одежде и концепцией "мужской дружбы". Скинхеды, в основном, мужчины, но в их рядах встречаются и женщины. Политические идеи при вступлении в "племя" играют второстепенную роль. Некоторым, как фашистским, так и антифашистским группам удалось создать настоящие банды "политических солдат" - опасное оружие в политической борьбе. Некоторые партии используют подобные банды в качестве наемников, чтобы обеспечить проведение своих митингов, для расклеивания плакатов и для других второстепенных задач.
  130.  
  131. Музыкальные предпочтения скинхедов относятся к двум основным областям:
  132.  
  133. — ямайская музыка;
  134.  
  135. — английская музыкальная сцена начала 1980-х.
  136.  
  137. Иерархия скинхедов:
  138.  
  139. · "Малолетки"
  140.  
  141. Первая, самая многочисленная группа - "малолетки", это подростки 12 - 14 лет, которые ещё толком не знают, что это такое - быть настоящим бритоголовым, но уже нахватались нацистских или расистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы поведения, присущие бритоголовым. Чаще всего это происходит при прямом подражании более старшим и более опытным товарищам. Эта категория активно использует внешнюю символику и атрибутику скин-движения - кельтский крест, нацистскую символику. Хотя надо заметить, что одного-единого, устоявшегося образца униформы на сегодняшний момент не существует.
  142.  
  143. · "Молодняк"
  144.  
  145. Вторая категория - "молодняк", подростки более старшего возраста, 14 - 16 лет, активно участвующие во всевозможных неонацистских митингах и сборищах, собирающиеся в большие регулярные группы. Эта категория бритоголовых обладает более чётко оформленной политической ориентацией и умением более или менее связно изложить главные принципы скин-движения.
  146.  
  147. · "Старшаки"
  148.  
  149. Третья категория - "старшаки", помимо участия в митингах, сходках и сборищах обладают твёрдой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты политической программы своего движения, но и ведут агитационную работу. Такая категория бритоголовых зачастую обладает прочными разветвлёнными связями с различными право- и лево-радикальными экстремистскими организациями.
  150.  
  151. · "Старые скинхеды"
  152.  
  153. Среди огромной толпы скинов самых разных видов, уровней и степеней организованности существует небольшая (применительно ко всему скин-движению в целом) сплочённая группка, называемая "старые скинхеды". Эта относительно маленькая часть скин-движения состоит из наиболее идеологизированных, стойких и активных бритоголовых. Средний возраст скинхеда этого вида старше 20 лет. "Старые скинхеды" наиболее хорошо знают обычаи, традиции и принципы бритоголовых, являясь их основными хранителями и толкователями для основной массы скинхедов. Каждый из них имеет определённый стаж пребывания в скин-движении, от трёх-пяти до десяти лет, в течение которых он должен жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди скин-движения. Прерывание стажа не допускается, переход на время в другое неформальное течение с последующим возвращением тоже не допускается, он должен быть скином "по жизни". "Старые скинхеды" - это основное ядро скин-движения, они его формируют, они его сплачивают.
  154.  
  155. · "Модники"
  156.  
  157. Отдельно и обособленно в общей массе скинхедов стоит категория "модников"-скинов - самой низшей и наиболее презираемой категории. Этот вид скинов почти полностью аполитичен и инертен - собственно, это и есть главная вина "модников". Они носят скин-атрибутику, слушают музыку бритоголовых, иногда посещают скин-концерты, но в массе своей они тихи и неагрессивны. Как правило, они не способны даже отразить оскорбления и насмешки со стороны "правильных" бритоголовых, тем более они не могут совершить какой-либо серьёзный поступок, "славный" и "геройский" с точки зрения основной массы бритоголовых. Основная масса бритоголовых - это шпана, отдающая дань моде, так как движение становится всё более популярным. Они неорганизованны, не умеют думать и вообще судят о движении только по внешней атрибутике: бомбер, лысая голова, подтяжки, пиво, "доктор Мартене" (разновидность ботинок). Категория "модников" составляет наиболее значительную часть скин-движения, особенно в период его наибольшей субкультурной популярности.
  158.  
  159. Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов (поло Fred Perry, джинсы Levi's и так далее), но кроме этого имеет и свои особенности. В основном, внешний вид скинхедов можно охарактеризовать, как «ботинки и подтяжки» -- одни из основных элементов повседневного стиля скинхедов.
  160.  
  161. Обычно скинхеды одеты в отбеленные джинсы, короткий шарф, завязанный на манер галстука.
  162.  
  163. Ходят с коротко стрижеными волосами.
  164.  
  165. Эмо
  166.  
  167. Эмо-- молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid -- молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy -- мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl -- девочка, девушка). Выражение эмоций-- главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид -- ранимый и депрессивный человек.
  168.  
  169. Существует уже сложившийся у людей стереотип о культуре эмо - люди депрессивного настроя к жизни, видящие во всем только негативную сторону, постоянно проявляющие свою слезливую натуру (причем тут говорится не только об особях женского пола, но и об эмо-боях тоже), склонные решать проблемные ситуации в жизни суицидом. Но при всей этой жути, от других движений эмо выделяет то, что их культуру относят к склонной к романтизму и делающей акцент на возвышенных чувствах.
  170.  
  171. Культура эмо пропагандирует такое понятие как стрэйтэйджинг - вся философия этого понятия заключена в простейшей форме отрицательного отношения к алкоголю, табаку, наркотическим веществам, также в некоторых случаях приписывают вегетарианство, отказ от использования продуктов, содержащих кофеин, отказ от медикаментов и от беспорядочных половых связей.
  172.  
  173. Кто такие эмо - те же готы или все же это две разные субкультуры? Очень схожие, но в то же время разные субкультуры. Все, что их объединяет, - пожалуй, это их мрачность, романтический настрой ко всему, что касается смерти и депрессивности, пристрастие к черному цвету. Самым же главным различием между ними всегда будет отношение к миру - эмо ненавидят себя, готы же в свою очередь ненавидят все вокруг себя, и в виду своего мироощущения готы меньше подвержены суицидальным настроям и плачевным исходам в отличие от эмо. Готическому движению присущи любовь к кладбищам, стиль барокко и готика, поэтому не стоит путать данные движения.
  174.  
  175. Мир эмо всегда наполнен взрывным количеством глубоких личностных переживаний, отчего у таких людей притупляется реакция на общественные события, происходящие вокруг него, что может закончиться даже отрешением от мира и плачевным исходом суицида, потому что другого выхода эти люди, как правило, для себя просто не видят.
  176.  
  177. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам.
  178.  
  179. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице).
  180.  
  181. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью.
  182.  
  183. Ногти покрывают чёрным лаком.
  184.  
  185. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие «шокирующе» - яркие сочетания считаются допустимыми.
  186.  
  187. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца.
  188.  
  189. Характерная для эмо обувь -- кеды типа Converse или скейтерские кеды, а также флипы (тряпичные тапочки в ромбик), слипоны (обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед), вэнсы с узором в шаше.
  190.  
  191. Наиболее типичная одежда:
  192.  
  193. — Узкая, обтягивающая футболка.
  194.  
  195. — Узкие джинсы чёрного или пепельного-синего цвета, возможно, с дырками или заплатками.
  196.  
  197. — Чёрный или розовый ремень с заклёпками, провисающими цепями и большой бляхой с символикой.
  198.  
  199. — Кеды с яркими или чёрными шнурками, зашнурованными особым способом.
  200.  
  201. — Клетчатая косынка-арафатка на шее.
  202.  
  203. — Присутствуют ободочки с бантиком. Полосатые гетры на руках. Реже встречается одежда унисекс.
  204.  
  205. Для эмо характерны следующие атрибуты:
  206.  
  207. — Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками.
  208.  
  209. — Значки, прицепленные к одежде и, иногда, к обуви.
  210.  
  211. — Очки в широкой яркой или чёрной оправе.
  212.  
  213. — Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно популярны снэпы или панк-атрибутика (напульсники с шипами).
  214.  
  215. — Крупные бусы ярких цветов на шее.
  216.  
  217. — Напульсники на руках.
  218.  
  219. Заключение
  220.  
  221. — Любая субкультура, какую бы цель она не преследовала - это всегда противопоставление существующему общественному и культурному порядку и доминирующим предпочтениям в определенной социальной структуре населения. Как правило, такие второстепенные направления культурного развития меньшинства характеризуются яркими и узнаваемыми чертами, своеобразной спецификой, которая позволяет ее представителям выделиться и заявить о себе, о своих жизненных принципах и неординарности своего стиля.
  222.  
  223. — Субкультуры современности отличаются значительным многообразием. Отличительными чертами и общими для всех особенностями являются тенденции к расширению сфер интересов и влияния субкультур и доминирование более юной возрастной категории своих последователей.
  224.  

Share with your friends:

Print