SaveText.Ru

Социально-психо?
  1. В январе 2020 года Всемирной организацией здравоохранения было объявлено о вспышке нового коронавирусного заболевания как о чрезвычайной ситуации международного масштаба. Впоследствии ВОЗ охарактеризует Covid-19 как пандемию. На данный момент коронавирус является новейшим феноменом, ежедневно звучащим во всех мировых СМИ. Сводки о скорости и масштабах заболеваемости, количестве смертельных случаев, сложностях медицинского обеспечения, условий содержания больных и многое другое – неотъемлемая часть информационного поля любого современного человека. В большинстве научных публикаций говорится о том, что изоляция может приводить к различным психологическим последствиям. Это повышенный уровень тревожности, бессонница и эмоциональная нестабильность, психосоматические проявления, посттравматический синдром (ПТСР), депрессии.
  2. Уже сейчас наблюдается рост тревожности, обсессивно-компульсивных тенденций, суицидальных настроений, домашнего насилия, а также появление панических атак и эмоциональной неустойчивости. Например, число случаев домашнего насилия в России, во время режима самоизоляции, выросло в 2,5 раза. Особенно тяжелые психологические последствия прогнозируют у людей, переболевших Covid-19. Массовые последствия психического характера ученым только предстоит проанализировать.
  3. Что же касается уже зараженных данной инфекцией, ситуация складывается еще хуже. По данным ВОЗ, во время атипичной пневмонии SARS в 2003 году, и MERS в 2006 году более 25% инфицированных испытывали такие симптомы, как нарушение концентрации внимания, спутанность сознания и колебания настроения. Из этого следует вывод о том, что состояние бреда является одним из симптомов коронавируса. Как показывает статистическое наблюдения ВОЗ, пациенты, страдающие бредом, в два раза чаще умирают в больнице, находясь на лечении. Те пациенты, у кого делирий развивается во время пребывания в стационаре, остаются в больнице примерно на неделю дольше, чем другие пациенты. Отсюда происходит повсеместная проблема отсутствия свободных мест в больницах для новых зараженных, что, в свою очередь, ведет к нагнетанию общего волнения, связанных с Covid-19.
  4. В связи с тем, что заболевание Covid-19 совершенно новое, и на данный момент не существует масштабных исследований, ученые и психиатры вынуждены опираться на анализ эпидемий прошлых лет. Согласно имеющимся данным, у 15% пациентов, которые перенесли SARS и MERS, была депрессия, а еще у 15% - тревожное расстройство. Но говорить о прямолинейности связи между психическими заболеваниями и только вирусными заболеваниями трудно, учитывая особенности современной жизни, и до пандемии.
  5. Как пишут психиатры в своей статье для The Conversation, их опыт работы с инфицированными SARS-CoV-2 показал, что пациенты с депрессией, психозом и другими душевными расстройствами, при появлении первых симптомов выглядели дезориентированными, сбитыми с толку и иногда галлюцинировали. Все эти признаки свидетельствуют о состоянии, называемом бредом. Как оказалось, подобное состояние затрагивает 20% или более пациентов, которых госпитализируют в больницы с диагнозом Covid-19. Исследователи также выяснили, что предыдущие вспышки коронавируса были связаны с высоким уровнем психических расстройств в последующий период.
  6. Исходя из сказанного выше, отсутствие масштабных исследований Covid-19, общая тревожность и стресс на фоне самоизоляции, а также кризиса, как личностного, так и общемирового – все это делает рассмотрение темы «Социально-психологическая поддержка больных коронавирусом в условиях стационара» актуальным.
  7. Цель исследования - разработка программы социально-психологической поддержки больных коронавирусом в условиях стационара.
  8. Задачи исследования:
  9. - выявить основные психологические трудности больных с коронавирусом;
  10. -провести психологическое исследование потребности больных коронавирусом в социально-психологической поддержке;
  11. - разработать и выявить результативность программы поддержки больных с коронавирусом в условиях стационара.
  12. Объект исследования - процесс оказания социально-психологической поддержки с коронавирусной инфекцией больных как функция медицинской сестры.
  13. Предмет исследования - влияние социально-психологической поддержки на качество жизни, психологическое состояние, отношение к болезни с коронавирусной инфекцией больных и, как следствие, на эффективность лечебного процесса.
  14. Теоретической основой исследования стали работы ведущих психологов и социологов, в которых отражены различные аспекты рассматриваемой темы, такие как Е.И. Первичко, О.В. Митина, О.Б. Степанова, Ю.Е. Конюховская, С.В. Изотова, О.В. Синявская, О.О. Зинченко, Т. А. Аймалетдинов, И. А. Гильдебрандт, Е. Н. Никишова, Д. С. Рассадина., С.Н. Мосолов, Б.Д. Цыганкова, А.В. Меринов, О.М. Бойко, Т.И. Медведева, С.Н. Ениколопов, О.Ю. Воронцова, О.Ю. Казьмина С. Тэйлор, М. Брамбхатт, А. Зандифар, Р. Бадрфам, Дж. Шигемура Х. Яо, Ф. Рекнор, В. Мак, Ю.-Т. Сян и др., объектом исследования которых стало психологическое здоровье во время пандемии.
  15. Гипотеза исследования: предполагается, что психологическую реабилитацию пациентов, перенесших Covid-19, возможно успешно реализовать при организации и организации программы поддержки больных с коронавирусом в условиях стационара.
  16. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: теоретические – анализ и синтез литературных источников по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация теоретических знаний; эмпирические – опросник, тренинги.
  17. Теоретическая значимость данной работы прослеживается в систематизации позиций исследователей по вопросу социально-психологической поддержки больных Covid-19 в условиях стационара.
  18. Практическая значимость заключается в разработке программы поддержки больных с коронавирусом в условиях стационара
  19. База исследования – Частное учреждение здравоохранения «ЦКБ РЖД-Медицина», 3-Инфекционное отделение, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 84.
  20. ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА БОЛЬНЫХ КОРОНАВИРУСОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
  21. 1.1. Психологические особенности больных коронавирусом.
  22. Эпидемиологическая обстановка с Covid-19 оказывает и еще может оказать большое влияние на людей, вне зависимости от гражданства и местожительства. Поэтому при обращении к людям с Covid-19 не следует связывать появление заболевания с принадлежностью к какой-либо национальности и этносу. Все, кто пострадал от Covid-19, не сделали ничего плохого, они заслуживают поддержки, сострадания, доброго отношения и чуткости, где бы они ни находились.
  23. Пациентам и их родственникам, а также родственникам врачей необходимо объяснить, что не следует относиться к инфицированным Covid-19 людям как «случаю заболевания Covid-19», «жертвам», «семье, в которой есть зараженный с Covid-19» или как «больным». Лучше пользоваться терминами «люди с Covid-19», «люди, получающие лечение от Covid-19» или «выздоравливающие от Covid-19», поскольку и после выздоровления от Covid-19 их жизнь будет продолжаться, сохранятся их работа, семьи, родственники и близкие. Важно отделить самого человека от стигмы, которую ему придает инфицирование Covid-19.
  24. Организация и оказание профессиональной психологической помощи пожилым пациентам с Covid-19.
  25. 1. Пожилые люди, особенно пребывающие в условиях изоляции, самоизоляции, интернатного содержания и в учреждениях закрытого типа, особенно пожилые лица с когнитивным снижением / деменцией, могут стать более тревожными, агрессивными, более подверженными стрессу, взволнованными и замкнутыми на весь период эпидемии или пребывания в условиях ограничения, лишены эмоциональной поддержки. Одним из способов снижения такого рода напряжения является обеспечение практической и социально-психологической поддержки посредством членов семьи таких лиц (в случае сохранения семейных связей), через неформальные (в т.ч. социальные) сети и специалистов-профессионалов в области общественного здравоохранения. В данной ситуации дополнительную помощь могут оказать волонтерские организации и некоммерческая организация, занимающиеся помощью пожилым людям (например, «Старость в радость» и другие). Привлекайте их к решению различных вопросов и делегируйте им часть тех вопросов, которые они могут решить. Обеспечение такого рода «межведомственного» взаимодействия, особенно в критических ситуациях, также может быть задачей психолога и социально-психологической службы.
  26. 2. При общении с пожилыми людьми следует делиться самыми простыми фактами о том, что сейчас происходит в ситуации с Covid-19 (учитывая их связанный с возрастом и актуальным психическим состоянием уровень понимания проблемы, в терминах, которые могут понять пожилые люди с когнитивными нарушениями или без них). Повторяйте такую информацию в тех случаях и столько раз, когда и сколько это необходимо. Инструкции должны быть изложены в четкой, краткой форме, доводиться уважительно и терпеливо. Также может быть полезно, чтобы информация отображалась в письменном виде или виде картинки. Следует привлекать членов семьи и другие варианты социально-психологической поддержки к предоставлению такой информации и оказанию такой помощи людям. Особое значение приобретает обучение навыкам ухода за собой, соблюдению профилактических мер (например, мытье рук и т. д.).
  27. 3. По возможности, помогайте пожилым пациентам придерживаться сложившихся стереотипов и ежедневных ритуалов, распорядка и помогайте осваивать новые, связанные с предписаниями врачей и пандемической ситуацией.
  28. 4. Желательно обеспечить постоянный контакт пожилого человека с близкими людьми (по телефону, по видеосвязи по популярным телефонным/компьютерным программам-мессенджерами или посредством социальных сетей).
  29. 5. Также, желательно объяснять пожилым пациентам происходящее. В моей практике был момент, когда пожилой пациент возраста 74-х лет переживал, что видит за окном своей палаты много скорых и катафалков. Он оказался эмоциональным пациентом, который проводил много времени у окна, в отличие от тех, кто лежал с ним в одной палате. Пациент делился своими переживаниями с ними, тем самым пробуждая в них тревогу и интерес к происходящему за окном. К окончанию лечения пациента, когда его здоровье стало стабильным настолько, что его можно было отправить в реабилитационный цент, выяснилось, что эмоциональное состояние других пациентов, находившихся с ним в одной палате – подавленное, так как они не понимали, насколько серьезно происходящее. Скорых за окном много или мало? Нормально ли это для нынешней ситуации или же она вышла из-под контроля? Пояснение некоторых фактов, которые кажутся нам понятными – необходимы, так как они могут быть не понятными для пожилых людей.
  30. Стресс и его негативные последствия пронизывают все аспекты жизни современного человека. Существует закономерная взаимосвязь между наличием напряженных или затрудняющих жизнедеятельность обстоятельств (стрессогенных ситуаций) и срывами в работе базовых адаптационных механизмов, приводящих к развитию соматических заболеваний стрессовой этиологии. Сбои в работе регуляторных механизмов, ведущих к стойким нарушениям физического здоровья и дееспособности профессионалов, требуют специального социально-психологического сопровождения. При этом на первый план выдвигается решение проблем, связанных со степенью адекватности актуализируемых человеком психологических ресурсов в стрессовой ситуации или стрессоустойчивостью.
  31. Под стрессоустойчивостью принято понимать сложную, системную характеристику человека, отражающую его способность осуществлять успешную деятельность в затрудненных условиях без отягощающих последствий для физического и психического здоровья). Стрессоустойчивость определяет «меру индивидуальной подверженности стрессу» - т.е. склонность испытывать стресс без проявления негативных стрессовых реакций.
  32. Поскольку психологический стресс – это динамичный процесс, отражающий логическую последовательность этапов мобилизации человеком адаптационных ресурсов, привлекаемых для преодоления возникших затруднений или экстраординарных обстоятельств. Она объективно проявляется в сохранении высокой работоспособности под действием интенсивных нагрузок, стабильностью физиологических и психологических показателей, сохранением продуктивных межличностных отношений и др.
  33. Однако в ситуации с пандемией Covid-19, даже у здоровых людей продолжительное воздействие негативных факторов профессиональной и социальной среды приводит к снижению стрессоустойчивости – проявлениям острых и хронических стрессовых реакций, а также риску ошибочных действий и сбоев в профессиональной и повседневной деятельности.
  34. Поэтому в ситуации с Covid-19 крайне важно вовремя диагностировать снижение адаптационного потенциала у всех целевых групп медицинских учреждений. Обобщенные психологические характеристики классов стрессовых состояний проявляются в виде комплексов субъективных переживаний.
  35. К основным негативным проявлениям (переживаниям) состояний острого стресса относятся:
  36. - ощущения физиологического дискомфорта (головокружение, шум/боли в голове, учащение сердцебиений, нарушения ритма дыхания, пот, жажда, тошнота, повышенный тремор конечностей и др.);
  37. - повышенная эмоциональная напряженность (постоянное возбуждение, нервозность, беспокойство, взвинченность, внутренняя скованность, острые эмоциональные реакции гнева, страха, тревоги, паники и др.);
  38. - сбои когнитивного функционирования (повышенная рассеянность, трудности переключить внимание, повышенная забывчивость, путаница в мыслях, затрудненность процесса принятия решении и др.);
  39. - трудности в общении (затруднения при включении в общий разговор, «потеря» словарного запаса, непонимание смысла обращений, повышенная экспрессивность речи, создание конфликтогенных ситуаций);
  40. - дезорганизация поведения (рост мышечного напряжения, скованность движений, напряженность позы, отсутствие естественной мимики, неупорядоченность двигательной активности, неточность/хаотичность движений, распад моторных автоматизмов, возникновение «нелепых» ошибок и пр.).
  41. К основным негативным проявлениям состояний хронического стресса относятся:
  42. - устойчивая тревожность (постоянное беспокойство о будущем, предчувствие неудач, приступы волнения по пустякам, неуверенность в правильности принятия решений и др.);
  43. - агрессивность (непредсказуемые вспышки гнева, озлобленность, грубость в речи и поведении, беспричинная раздражительность, фиксация на объектах, постоянно вызывающих неприязнь и т.п.);  
  44. - депрессивность (приступы грусти, тоски и печали, хандра, ощущение безнадежности существования, утрата переживаний «радости жизни» и др.);
  45. - астенизация (непреходящее чувство усталости, устойчивой снижение работоспособности, деконцентрация внимания, провалы в памяти, потеря мотивации к активной деятельности);
  46. - психосоматические реакции (мигрени, иррадирующие боли в области сердца, приступы головокружения, ипохондрические реакции, постоянное предчувствие «болезни»);
  47. - расстройства сна (нарушения нормального цикла «сон – бодрствование, бессонница, поверхностный сон, приступы сонливости днем, кошмары или отсутствие сновидений).
  48. Наличие этих признаков указывает на истощение адаптационных ресурсов человека и требует социально-психологических интервенций разной направленности:
  49. 1. Организационно-психологические интервенции, направленные на поддержание работоспособности, профессиональной мотивации и надежности деятельности персонала медицинских учреждений
  50. 2. Социально-психологическая поддержка и помощь, направленная на оптимизацию психологического состояния пациентов и их родственников.
  51.  
  52. 1.2. «Мировой опыт» психологической поддержки больных коронавирусом в условиях стационара.
  53. Следует отметить, что психологическая помощь важна не только тем, кто уже заболел, но и тем, кто еще не заболел, но склонен к ипохондрии и повышенной тревожности. Для того, чтобы понять, как психологически поддержать таких людей в условиях коронавируса, нужно раскрыть понятие «ипохондрия».
  54. Ипохондрия - это тревога по поводу возможной болезни, она встречается у людей с повышенной тревожностью или тревожными расстройствами, и сама считается психическим расстройством. По словам психолога Павла Жавнерова, работающего с этими состояниями, ипохондрик начинает воспринимать разные проявления своего организма как сигналы, говорящие о том, что он чем-то болен, а сама ипохондрия связана со страхом смерти. Этот страх есть у каждого человека. Просто у ипохондрика есть много событий, которые он воспринимает как говорящие о том, что у него есть проблемы со здоровьем.
  55. К примеру, обычно если ипохондрик встает со стула, и у него начинает кружиться голова, эти ощущения он воспринимает как симптом какой-то серьезной болезни. Именно это, по словам Жавнерова, вызывает страх и заставляет людей с ипохондрией идти к врачам сдавать анализы, чтобы убедиться, что они физически здоровы. Ипохондрик убежден, что не здоров.
  56. Люди, которые сильно беспокоятся о том, что могут заразиться, находятся в зоне риска, потому что длительный стресс приводит к повышению выброса гормонов коры надпочечников, а это бьет по иммунитету. Так же работают и продолжительные положительные эмоции.
  57. Некоторые медицинские исследования утверждают, что этим нарушением в той или иной степени страдают до 14% всех пациентов, обращающихся в поликлиники общего профиля. Выделяют три формы заболевания:
  58. -навязчивую – легче всего поддающуюся лечению, возникающую под действием сильного переживания или травмирующего впечатления;
  59. -сверхценную – с тяжелым течением болезни, частыми медицинскими обследованиями, попытками самолечения, которые приводят к общему ухудшению состояния;
  60. -бредовую – наиболее тяжелую форму расстройства, для которой характерны патологические, лишенные логики умозаключения, причем больной может быть опасен для себя или окружающих.
  61. Основной признак ипохондрии – это гипертрофированное беспокойство о состоянии своего здоровья. Оно характерно для всех форм, но может находить разные способы выражения – навязчивые мысли, идеи, а в тяжелых случаях проявляется в форме бреда.
  62. -Навязчивые идеи. Как правило, страх не связан с каким-либо конкретным заболеванием. Человек испытывает тревогу за свое здоровье и поэтому перестает выходить на улицу или посещать многолюдные места, чтобы не заразиться от случайного прохожего. Он активно интересуется медициной, посещает специализированные сайты, смотрит передачи, читает соответствующую литературу, участвует в онлайн-обследованиях и т.д.
  63. -Сверхценные идеи. Обеспокоенность здоровьем конкретизируется в виде страха перед определенным заболеванием или беспокойства за один из органов. Наиболее часто больные сосредотачивают свое внимание на сердце, пищеварительном тракте, репродуктивных органах, а головные боли воспринимают как симптомы опухоли мозга. Под влиянием своей сверхценной идеи они активно посещают врачей, проходят обследования, придерживаются строгой диеты, занимаются оздоровительными практиками.
  64. -Бредовые идеи. Самый тяжелый симптом ипохондрии, который проявляется в бредовых, лишенных всякой логики умозаключениях. К примеру, трещина в стене воспринимается как источник радиоактивного излучения, которое должно вызвать у больного рак мозга. Как правило, он уверен в том, что врачи не могут распознать его болезнь и лечат неправильно. Поэтому он сам назначает себе сильнодействующие лекарства, предпринимает попытки самоубийства или решает «наказать» врачей, не желающих его лечить.
  65. -Сенестопатии. Неприятные ощущения, не имеющие отношения к определенным заболеваниям, причиняют ипохондрику дискомфорт. В различных участках тела больной может испытывать жжение, набухание, скручивание, пустоту, колебание, хлюпанье и т.д. Эти ощущения он не может точно описать, но испытывает страдание при каждом новом приступе.
  66. -Висцеральные галлюцинации. Ложные ощущения четко локализуются в определенном участке тела, больной описывает их ярко и точно. Часто они касаются присутствия в организме чужеродного объекта.
  67. В последние годы ипохондрия стала очень серьёзной проблемой. Я связываю это с неконтролируемой, агрессивной информационной средой. В свободном доступе слишком много медицинской информации, и далеко не все её источники достоверны. На YouTube, например, много шарлатанских методик и мифических диагностик лечения. Во-вторых, тенденция в СМИ и в социуме — пропаганда молодости и здорового образа жизни. Это делает человека более требовательным к своему здоровью. В-третьих, часто человек через ипохондрию уходит от важных психосоциальных проблем, которые не хочет решать. Бывает, конечно, и так, что он серьёзно переболел, и теперь перестраховывается. Но ирония в том, что это единичные случаи. Чаще всего ипохондрия возникает совершенно спонтанно. Человек просто взял и зациклился на здоровье. Более того, он убеждён, что серьёзно болен, хотя это не так.
  68. Для личностей с ипохондрическим складом характерна мнительность. Они все симптомы, которые видят и слышат, примеряют на себя. Важно понимать, что идеальных организмов не бывает. У каждого из нас иногда что-то болит, бывают сбои функций органов - это норма. Но ипохондрик нормальные реакции организма трактует, как признаки заболевания, симптомы надвигающейся катастрофы.
  69. Несмотря на то, что пандемия COVID-19 сделала почти всех людей ипохондриками, увлеченное занятие делами поможет уменьшить уровень беспокойства во время карантина.
  70. Организация и оказание профессиональной психологической помощи пациентам - иностранным гражданам.
  71. Уровень стресса и тревожности иностранных граждан, которые проходят, лечение от Covid-19 может быть связан с недостаточным пониманием ситуации в связи с языковым барьером. В этом случае неопределенность ситуации, опосредованная диагнозом пациента, усиливается его низкой осведомленностью о динамике, необходимых действиях и способах совладания с негативными эмоциями. Также у данной категории пациентов может быть затруднено общение с близкими и родными, как наиболее важными источниками поддержки и помощи. Если общение с другими пациентами, врачами и медицинским персоналом также затруднено по причине низкого уровня владения русским языком, то задача психолога состоит в поиске методов и технологий совладания со стрессом и тревожностью, которые доступны иностранным гражданам, находящихся в медицинских учреждениях. Наиболее эффективными будут такие методы социально-психологической помощи, которые позволят пациенту ощущать защищенность, безопасность и определенность как необходимые компоненты психологического благополучия. Необходимо предложить пациенту набор регулярных действий с четким и понятным графиком их выполнения, которые не требуют владения русским языком на высоком уровне.
  72. Само психологическое сопровождение пациентов-иностранных граждан требует учета языковой и культурной специфики:
  73. 1. При общении с пациентами – иностранными гражданами учитывайте их уровень владения русским языком, старайтесь избегать трудновоспринимаемых слов и фраз, описывающих как физическое, так и психологическое состояние пациентов. При необходимости включайте жестовое сопровождение общения, предметы, которые можно использовать для диагностики и коррекции психологического состояния пациента.
  74. 2. Необходимо быть уверенными в том, что пациент правильно воспринимает и понимает то, что Вы ему говорите. Для этого необходимо использовать невербальные способы коммуникации для передачи эмоций и наблюдать за невербальными проявлениями пациента, такими как мимика, жесты и др. Можно разработать систему знаков и символов для обмена с пациентом с целью определения понимания им Ваших сообщений и рекомендаций.
  75. 3. Необходимо учитывать специфику выстраивания социальных контактов иностранных граждан, связанную с их культурными и национальными особенностями. Такими особенностями могут выступать семейные отношения, религиозные убеждения, гендерные стереотипы.
  76. Даже после выздоровления от коронавируса многие пациенты страдают от тяжелых осложнений. Это явление получило название "постковидный синдром". Психические расстройства, апатия и суицидальные мысли - одни из таких осложнений.
  77. Это выглядит как погружение в глубокое, абсолютное равнодушие. Желаний нет вообще, и ничего не радует.
  78. Хочется сутками лежать на диване. Мельчайшие бытовые неурядицы вызывают поток слез и огромную жалость к себе - рассказывает Екатерина, финансовый директор небольшой IT-компании из Москвы.
  79. Екатерине 36 лет. Ковидом она переболела еще в начале апреля - вместе с мужем. Но если супруг перенес болезнь тяжело, с температурой и сильным кашлем, то Екатерина особых проблем не испытала. Зато они начались уже после выздоровления.
  80. По ее словам, в голове появился туман и стало трудно соображать. При малейших нагрузках учащалось сердцебиение. Держалась слабость, температура 37,4, озноб и беспричинные боли в горле - постковидный период оказался гораздо длиннее и тяжелее, чем сама болезнь. Вскоре к этим симптомам добавилась депрессия и суицидальные мысли.
  81. "До коронавируса я была абсолютно здоровым человеком, - рассказывает Екатерина. - У меня не бывало депрессий, хотя я эмоциональный человек и в жизни случались тяжелые ситуации. Поэтому свои страхи и переживания я поначалу списывала на неизвестность. Мужу не сразу поставили диагноз "ковид". Какое-то время мы лечились, не зная от чего. Тем более был карантин. В июле, наконец, я нашла нормального терапевта, и он прописал мне препарат, который пьют люди, пережившие инсульт. После него мне стало легче, и я думала, что вернусь к нормальной жизни".
  82. Но апатия и подавленность никуда не делись. В сентябре Екатерина перенесла обычное ОРВИ, и, по ее словам, все постковидные симптомы вернулись: "Я поняла, что уже не вывожу и пошла к психотерапевту. Он диагностировал у меня депрессивное расстройство".
  83. Похожие вещи описывают и десятки других людей, с которыми я беседовала.
  84. Довольно быстро начинается паника, страх смерти - с криками о помощи и прочим. Либо же накатывает странное смирение с тем, что ты якобы умираешь. Пропадает желание бороться с болезнью. Затем следует очень интересное состояние - как бы полный регресс сознания. Тебя просто "рушит" куда-то в прошлое, в детство, с ощущением полной беспомощности, желания плакать. Хочется, чтобы тебя пожалели. Обычно именно так описывают свое состояние на начальном этапе пациенты, с которыми мне удалось пообщаться.
  85. Если болезнь прогрессирует, то происходит полное обесценивание жизни, потеря ее смысла, глубочайшая апатия. Эти я отмечала у своих пациентов, перенесших коронавирус.
  86. Те, кто переболел коронавирусом, говорят, что обострение любых постковидных симптомов, включая депрессию, происходит даже спустя месяцы после болезни.
  87. Спусковым крючком может стать не только ОРВИ, но и простое увеличение нагрузки на работе. Пытаясь понять, что с ними происходит, люди объединяются в тематические группы в соцсетях и мессенджерах по всему миру. В них они делятся своим опытом болезни и лечения посткоронавирусных симптомов. Закрытое сообщество в Фейсбуке "Нетипичный коронавирус (пост ковид)" - одно из наиболее многочисленных в русскоязычном сегменте. В нем более 32 тысяч участников. Один из подразделов сообщества посвящен как раз психологическим трудностям.
  88. О том, что коронавирус может вызывать психологические проблемы даже после выздоровления, говорит множество зарубежных исследований. В ноябре в авторитетном журнале Lancet была опубликована статья ученых британского Оксфордского университета, в которой они проанализировали 69 миллионов медицинских карт жителей США, более 62 тысяч из которых переболели коронавирусом.
  89. Как показало исследование, почти каждому пятому американцу диагностировали психическое расстройство в течение трех месяцев после выздоровления. Чаще всего это была тревожность, депрессия и бессонница.
  90. "Вероятно, это обусловлено сочетанием как психологических стресс-факторов, связанных с данной конкретной пандемией, так и физических последствий болезни", - прокомментировал агентству Рейтер результаты исследования психиатр-консультант Университетского колледжа Лондона Майкл Блумфилд.
  91. Ранее итальянские ученые из научного института в Сан-Рафаэле обследовали более 400 пациентов, перенесших ковид. Спустя месяц после выздоровления свыше 55% из них имели как минимум один психиатрический симптом.
  92. "Коронавирусная инфекция связана с широким спектром неврологических синдромов, поражающих весь нервный тракт, включая сосудистую сеть головного мозга", - говорится в октябрьском докладе группы специалистов Национального госпиталя неврологии и нейрохирургии в Лондоне.
  93. Российские врачи тоже отмечают негативные последствия ковида для психики пациентов, однако единого мнения о том, что именно приводит к депрессии, пока нет.
  94. По словам председателя правления Московского городского научного общества терапевтов Павла Воробьева, депрессия - лишь одно из многочисленных проявлений так называемого "постковидного синдрома", большой группы осложнений, которые наблюдаются у пациентов, перенесших коронавирус.
  95. Есть случаи, когда коронавирус провоцировал имевшуюся с рождения предрасположенность и "будил" до того спящую депрессию, которая могла бы возникнуть и без него, добавляет Андрей Шмилович. Надо понимать, что сама по себе эта болезнь - мощный стресс, с которым не справляются люди, напуганные "катастрофичностью" подаваемой им информации.
  96. "Последствия ковида часто связаны не с самой инфекцией, а с локдауном и всем, что окружает этот процесс. Поэтому социогенному фактору я отдаю большее предпочтение. Продолжительная паника, вызванная СМИ, серьезно истощает людей и способствует развитию различных психических расстройств".
  97. Постковидная депрессия все же имеет свои нюансы, считает Татьяна Караваева, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева. Они заключаются в особенностях течения заболевания, в содержании переживаний пациента, в том, как на биохимическом уровне его организм отвечает на лекарства.
  98. "В любом случае квалифицированно оценить депрессивное состояние может только врач-психотерапевт или психиатр, - считает Караваева. - Если он видит, что имеются отсроченные неврологические нарушения и нужно подключить терапевтов или сосудистых неврологов, он это сделает. Но саму депрессию должен лечить профильный специалист".
  99. По словам Александра Кухарчука, для больных с длительным постковидным синдромом давно пора создавать специальные реабилитационные центры.
  100. Число таких пациентов в среднем составляет 10% от всего числа выздоровевших после острого коронавируса.
  101. «К сожалению, пока подобных реабилитационных центров в подавляющем большинстве стран не существует. Примером может послужить Италия (Рим), где госпиталь университета Агостино Джемелли создал многопрофильную медицинскую службу под названием "Дневной стационар после Covid-19", - говорит Кухарчук.
  102. Осенью исполнительный директор Национальной службы здравоохранения Великобритании Саймон Стивенс заявил, что пациентам, страдающим от симптомов постковида, будет дополнительно предложена специализированная помощь в клиниках по всей стране. На это выделено 10 млн фунтов стерлингов.
  103. В России принципы реабилитации постковидных пациентов описаны во "Временных методических рекомендациях", опубликованных минздравом в конце июля.
  104. Согласно им, реабилитация состоит из трех этапов. Самый ранний начинается еще в отделении реанимации и интенсивной терапии. Он связан с первичным восстановлением нарушенных жизненных функций.
  105. На втором этапе восстанавливается работа внутренних органов, прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  106. На третьем этапе оптимально проводить занятия с пациентами дистанционно "с применением телемедицинских технологий", говорится в документе минздрава. Занятия включают в себя лечебную физкультуру, дыхательную гимнастику, диету.
  107. "Две недели после выписки - бесценное время, чтобы начать восстановительные мероприятия, - рассказала Би-би-си заведующая отделом биомедицинских технологий Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии Ильмира Гильмутдинова. - Поэтому в России была разработана бесплатная онлайн-платформа, которая позволяет пациентам заниматься ЛФК с инструктором по видеосвязи под присмотром специалиста. Это можно назвать и психологической взаимопомощью, потому что люди занимаются в группах, делятся опытом, поддерживают друг друга. На этом же ресурсе представлены видеолекции по питанию, здоровому образу жизни, психологическому восстановлению".
  108. По окончании этого этапа пациентам рекомендуют отправиться в санаторий - на бальнеологические процедуры, климатотерапию, а также поработать с психологом или заняться арт-терапией и ароматерапией.
  109. "В случае неврологических и психических последствий наиболее эффективны методы физиотерапии, ЛФК, массажа. Возможно также применение по назначению врача-невролога конкретных медицинских препаратов, направленных на улучшение микроциркуляции крови, снижение гипоксии тканей", - резюмирует Ильмира Гильмутдинова.
  110. Пока в медицинском сообществе нет единого мнения насчет "постковидных" проявлений, пациенты сталкиваются с непониманием со стороны врачей. По их словам, многие из докторов до сих пор не учитывают специфику осложнений и лечат их как обычные заболевания - в отрыве от общей картины. Или не видят проблем со здоровьем вовсе. Безуспешные попытки получить квалифицированную помощь только усугубляют панические настроения пациентов.
  111. Вывод: Больным коронавирусной инфекцией нужен индивидуальный подход к каждому, они нуждаются в общении, в рукопожатии, чтобы кто-то успокоил и поговорил. Больным коронавирусом нужно побороть свой страх с болезнью в первую очередь и в этом помогает медицинский персонал и врачи. Больных коронавирусом нужно успокоить добрым словом и доброжелательностью. Также, не стоит забывать о том, что от социально- психологической поддержки больных коронавирусом в условиях стационара зависит то, как в дальнейшем будет работать их иммунитет, ведь во многом иммунитет зависит от психики, а значит и от того, какие психологические последствия болезнь нанесла человеку.
  112.  
  113. Выводы по первой главе
  114. Эпидемиологическая обстановка с Covid-19 оказывает и еще может оказать большое влияние на людей, вне зависимости от гражданства и местожительства. Поэтому при обращении к людям с Covid-19 не следует связывать появление заболевания с принадлежностью к какой-либо национальности и этносу. Все, кто пострадал от Covid-19, не сделали ничего плохого, они заслуживают поддержки, сострадания, доброго отношения и чуткости, где бы они ни находились.
  115. Пациентам и их родственникам, а также родственникам врачей необходимо объяснить, что не следует относиться к инфицированным Covid-19 людям как «случаю заболевания Covid-19», «жертвам», «семье, в которой есть зараженный с Covid-19» или как «больным». Лучше пользоваться терминами «люди с Covid-19», «люди, получающие лечение от Covid-19» или «выздоравливающие от Covid-19», поскольку и после выздоровления от Covid-19 их жизнь будет продолжаться, сохранятся их работа, семьи, родственники и близкие. Важно отделить самого человека от стигмы, которую ему придает инфицирование Covid-19.
  116. Стресс и его негативные последствия пронизывают все аспекты жизни современного человека. Существует закономерная взаимосвязь между наличием напряженных или затрудняющих жизнедеятельность обстоятельств (стрессогенных ситуаций) и срывами в работе базовых адаптационных механизмов, приводящих к развитию соматических заболеваний стрессовой этиологии. Сбои в работе регуляторных механизмов, ведущих к стойким нарушениям физического здоровья и дееспособности профессионалов, требуют специального социально-психологического сопровождения. При этом на первый план выдвигается решение проблем, связанных со степенью адекватности актуализируемых человеком психологических ресурсов в стрессовой ситуации или стрессоустойчивостью.
  117. Люди, которые сильно беспокоятся о том, что могут заразиться, находятся в зоне риска, потому что длительный стресс приводит к повышению выброса гормонов коры надпочечников, а это бьет по иммунитету. Так же работают и продолжительные положительные эмоции.
  118. Некоторые медицинские исследования утверждают, что этим нарушением в той или иной степени страдают до 14% всех пациентов, обращающихся в поликлиники общего профиля. Выделяют три формы заболевания:
  119. Ипохондрия - это тревога по поводу возможной болезни, она встречается у людей с повышенной тревожностью или тревожными расстройствами, и сама считается психическим расстройством. По словам психолога Павла Жавнерова, работающего с этими состояниями, ипохондрик начинает воспринимать разные проявления своего организма как сигналы, говорящие о том, что он чем-то болен, а сама ипохондрия связана со страхом смерти. Этот страх есть у каждого человека. Просто у ипохондрика есть много событий, которые он воспринимает как говорящие о том, что у него есть проблемы со здоровьем
  120. ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ БОЛЬНЫХ КОРОНАВИРУСОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА.
  121. 2.1. Ход и методы исследования основных психологических проблем больных коронавирусом в условиях стационара.
  122. Стационар, находящийся по адресу: город Москва, Волоколамское шоссе, дом 84, ЧУЗ «ЦКБ РЖД-Медицина», 3-Инфекционное отделение.
  123. Преддипломную практику, я проходила в Частном учреждении здравоохранения «ЦКБ РЖД-Медицина», 3-Инфекционное отделение, борьба с коронавирусной инфекцией.
  124. Моя смена начинается с того, когда прихожу в отделение, то делаю обход по палатам, и спрашиваю у пациентов как дела, как себя чувствуете сегодня, что Вас сегодня беспокоит, а также делаем обход по палатам два раза в день, смотрим на наличие воды в кислородных банках.
  125. Медицинским работникам, работающим с коронавирусной инфекцией не разрешают брать телефон, так как мы сами одеты в средства индивидуальной защиты, очень большой риск заражения через не обрабатываемые мобильные устройства и гаджеты.
  126. Во второй главе дипломной работы, мной была предложена и составлена методика «Незаконченные предложения».
  127. Также, я провела исследование, в моей выборке было 30 медицинских работников: врачи, медицинские сестра и санитарки.
  128. В методике «Незаконченные предложения», я выявила состояние тревоги, состояние страха, состояние беспокойства, чувства по отношению к себе (положительные) и чувства по отношению к другим (отрицательные).
  129. Также я провела вторую методику по пациентам, составляла вопросы для больных коронавирусом и в конце я разработала программу социально-психологическую поддержку больных коронавирусом в условиях стационара.
  130. В моей выборке было 30 пациентов разного возраста, мной были предложены пять вопросов, на которые отвечали больные коронавирусом в условиях стационара:
  131. 1.      В какой психологической помощи вы сегодня нуждаетесь?
  132. 2.      Что тревожит больше всего на данный момент?
  133. 3.      Какое психологическое напряжение вы испытываете на данный момент?
  134. 4.      Как относятся к вам медицинский персонал и врачи?
  135. 5.      Что вы больше всего предпочитаете, чтобы вас отвлекло от болезни в данной ситуации: (только одно)
  136. Виды Арт-терапии: Музыкотерапия (то какая музыка по звучанию должна быть?)
  137.   Юморотерапия (какие юмористические анекдоты вы больше предпочитаете?)
  138.    Изотерапия (что больше любите рисовать или раскрашивать? И что именно?)
  139.    Смехотерапия (что вас может рассмешить?)
  140. Собрав все ответы пациентов с коронавирусом в условиях стационара, для этого мной была разработана 7-дневная программа для снятия состояния неопределенности, стресса, страха, тревоги, эмоционального напряжения, и тренинг для повышения оптимизма.
  141. 2.2. Программа социально-психологической поддержки больных рассчитана на семь дней.
  142. Программа социально-психологическая поддержка больных коронавирусом в условиях стационара (семь дней).
  143. 1.      День 1-й. Дыхательная гимнастика
  144. Время проведение дыхательной гимнастики, врачи рекомендуют первый день 3-5 минут, увеличивая длительность до 20-30 минут
  145. Упражнения по дыхательной гимнастике:
  146. Дыхание через плотно сжатые губы. Для выполнения этого упражнения необходимо в расслабленном состоянии производить вдох воздуха через нос, а через 3 секунду выпускать воздух через рот. При этом губы должны быть плотно сжаты для образования своего рода препятствия отхождению воздуха (выдох должен длиться 5-6 секунд).
  147. Очищающее дыхание. Производится глубокий вдох, задерживается на 2-3 секунды и выпускается короткими толчками через рот (не надувая щёк).
  148. Дыхание с произношением звуков. Данное упражнение сходно с очищающим дыханием, только при каждом толчке выхода воздуха следует произносить вибрирующие звуки, что значительно продлит время выхода и в лучшей степени снимет спазм с бронхиальных стенок.
  149. Следует учитывать, что дыхательная гимнастика при пневмонии эффективна только при её регулярном выполнении. Комплекс дыхательных упражнений и начало занятий должен определять только лечащий, в зависимости от индивидуальных особенностей протекания заболевания у каждого больного.
  150. Есть ещё различные упражнения для восстановления работы легких надувание воздушных шариков, стакан с кипяченой водой и трубочка каждый день выдыхать по 10 раз в день.
  151. Понедельник, в этот день снижаем стресс.
  152. -Тренинги, для снижения стресса
  153. Диафрагмальное дыхание
  154. Дыхание при помощи грудной клетки вызывает реакцию состояние полной боеготовности: сердечный ритм и кровяное давление повышаются, кровь направляется в сторону мозга и мышц, высвобождаются гормоны стресса. Это все хорошо, если вам что-то физически угрожает, но если речь идет о, скажем, публичном выступлении, такая реакция не имеет никакого смысла.
  155. Поэтому:
  156. •     Сядьте или лягте удобно.
  157. •     Перенесите одну руку на живот, а вторую на грудь.
  158. •     Медленно выдохните через рот.
  159. •     Затем медленно вдохните через нос, концентрируясь на том, чтобы живот поднимался выше грудной клетки.
  160. 2.      День 2-й. Дыхательная гимнастика. Время проведения 20-30 минут.
  161. Вторник, в этот день снижаем чувства страха.
  162. -Тренинг, для снижения чувства страха:
  163. 1. Сильно–сильно щипать себя в любом месте, а лучше в нескольких местах.
  164. 2. Все виды статических упражнений с самоупором. Например, подойти к стене, упереться в нее руками, максимально напрячь все мышцы, начиная с шеи, плеч, рук и так далее вниз, а затем расслабиться. Повторить несколько раз.
  165. 3. Что есть силы похлопать в ладоши.
  166. 4. Энергично, до боли растереть уши.
  167. 5. Энергично похлопать себя ладонями по груди («транс гориллы») и сразу же, заорав диким голосом, быстро пробежать 20 — 30 метров.
  168. 6. Сильно разогнуть запястья и растопырить пальцы обеих рук — желательно также и пальцы ног. Можно в виде последовательных движений «сжать — разжать». Это упражнение выравнивает активность полушарий мозга, так же как если сложить кисти рук ладонями на 10 — 15 минут с сильным контактом всех пальцев.
  169. День 3-й. Дыхательная гимнастика. Время проведения 20-30 минут.
  170. Среда, в этот день снижаем состояние неопределенности.
  171. -Тренинг, для снижения состояния неопределенности
  172. Упражнение «Препятствия
  173. Описание упражнения. Участники стоят или рассаживаются в помещении произвольным образом, изображая препятствия. Каждый из них, по очереди выступая в роли водящего, должен с закрытыми глазами пройти от одной стены помещения к другой, не наткнувшись на них. «Препятствия» при приближении к ним начинают издавать какой-либо звук (шипят, щелкают языком и т. д.). Следует договориться, что когда участник находится на игровом поле, звук может издавать одновременно лишь одно «препятствие» – то, к которому он ближе всего. Если же участник, потеряв направление движения, приближается к боковым стенкам или к той стенке, откуда он начал путь – звуки начинают издавать все «препятствия» сразу. Перед проходом каждого очередного водящего расположение препятствий меняется (он не должен видеть, каким именно образом).
  174. Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет развивать умение действовать в условиях недостатка информации, при необходимости довериться партнерам и прислушиваться к их сигналам, способствует развитию смелости.
  175. Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников при нахождении в роли водящего? А когда они были «препятствиями» и наблюдали со стороны за действиями других водящих? Какие психологические качества, с точки зрения участников, развивает эта игра?
  176. 3.      День 4-й. Дыхательная гимнастика. Время проведения 20-30 минут
  177. Четверг, в этот день снижаем состояние эмоционального напряжения.
  178. -Тренинг, для снижения эмоционального напряжения
  179. Упражнение «Осознанная медитация».
  180. В процессе вы учитесь держать разум полностью в настоящем и отгонять отвлекающие мысли и негативные модели мышления. Раньше медитация относилась к духовным практикам, сейчас многие обращаются к ней, чтобы повысить концентрацию, научиться следить за своими мыслями и снять напряжение.
  181. Устройтесь в тихом месте и поставьте таймер на телефоне на пять минут. Это время покажется гораздо более долгим, чем вы себе представляете. Закройте глаза, расслабьтесь и наблюдайте за телом и дыханием. Обращайте внимание на ощущения в теле и прислушивайтесь к звуку дыхания. В какой-то момент мысли станут улетать далеко, это естественная реакция. Как только заметите, что мозг начал блуждать, снова сфокусируйте внимание на дыхании. Будьте терпеливы с собой. Первые несколько практик мысли постоянно будут улетать, это нормально.
  182. Не могу привести научные данные, подкрепляющие пользу, но я испытала прием на себе и рекомендую его вам. Он научил меня фокусироваться на настоящем и останавливать негативные мысли. Теперь я не позволяю им захватить контроль над собой.
  183. 4.      День 5-й. Дыхательная гимнастика. Время проведения 20-30 минут.
  184. Пятница, в этот день снижаем состояние тревожности
  185. -Тренинг, для снижения состояния тревожности
  186. Упражнение «Выражение чувств»
  187. Между переживанием чувств и их выражением существует принципиальная разница. Выражать все возникающие эмоции вредно для здоровья, невежливо, опасно и глупо, поэтому надо испытать их, а затем принять решение, стоит ли проявлять. Учитывая, какое облегчение это приносит, удивительно, почему многие избегают выражения эмоций не по рациональному выбору, а по привычке или из страха.
  188. Если у вас есть близкий человек, которому можно доверять, вам будет немного проще. С партнером легко договориться и по очереди выполнять следующее упражнение. Но его можно делать и в одиночку, проговаривая чувства или выплескивая их на бумагу.
  189. Сядьте поудобнее в спокойном месте, где вам полчаса не будут мешать. Свободно и не стесняясь в выражениях, выскажите, что у вас на сердце. Не волнуйтесь, если получится бессвязно: просто дайте себе выговориться — о событиях дня, занимающей мысли проблеме, воспоминаниях, фантазиях и т. д. Рассказывая, отслеживайте, что чувствует ваше тело. Вам грустно? Вы удручены? Сердитесь? Счастливы? Попытайтесь облечь эти чувства в слова. А может быть, вы чувствуете себя скованным? Озабоченным? Настороженным? Постарайтесь определить, откуда берутся эти ощущения, и оставьте их в прошлом.
  190. Ваш партнер должен сочувственно и очень внимательно слушать. Он может только делать замечания, которые еще больше вытягивают из вас эмоции. Помощнику нельзя вмешиваться со своими мыслями, просить что-то прояснить, критиковать или менять тему. Это научит вас не сдерживать эмоции, а значит, не запечатывать страх, позволяя ему разрушать себя изнутри.
  191. 5.      День 6-й. Дыхательная гимнастика. Время проведения 20-30 минут.
  192. Суббота, в этот день снижаем бессонницу.
  193. -Тренинг, .
  194. 6.        День 7-й. Дыхательная гимнастика. Время проведения 20-30 минут.
  195.  Воскресенье, в этот день повышаем оптимизм и готовимся к выписке с улучшением состояния.
  196. - Арт-терапия, для стимуляции интеллектуальных способностей, для поднятия настроения и улучшения состояния больного коронавирусом.
  197. Виды Арт-терапии: музыкотерапия, юморотерапия (юмористические анекдоты), изотерапия, смехотерапия.
  198. Музыкотерапия для больных коронавирусом.
  199. Ранее музыкотерапия не слишком применялась с пациентами пожилого возраста, однако потом все же были оценены его положительные моменты – это оказалось настоящим открытием.
  200. Прослушивание музыки стало одновременно способом контакта с окружающим миром и способом его восприятия. Параллельно происходит коррекция имеющихся нарушений. Все просто: вибрации музыки резонируют с вибрациями, исходящими от человеческого тела, а также его отдельными системами и клетками. Когда гармония нарушается, вибрации организма меняются – мелодии могут вновь настроить в правильный и привычный ритм. Это заметно при деятельности отдельных систем. Пример: некоторые композиции улучшают память, другие – приводят в норму давление.
  201. С годами гармония организма перестает быть данностью – ей требуется забота и поддержка. Игнорировать эту необходимость нельзя – это грозит заболеваниями тела. Кроме того, психика, ранее справляющаяся с множеством эмоциональных нагрузок, с возрастом более чувствительна, на поверхность всплывают давние психологические травмы.
  202. Популярнейшая сфера использования психотерапии среди пожилых людей: нормализация давления, седативный эффект. Нередки случаи, когда эффективность лечения мелодиями была замечена при реабилитации после инсультов, различных осложнений. Из-за повышения активности клеток, процесс восстановления ускоряется.
  203. Лечение доказало свою эффективность в стимуляции интеллектуальных способностей, улучшении мозговой деятельности. В пожилом возрасте это профилактика старческой деменции, любых нарушений памяти. Как известно, показателем молодости организма можно назвать способность поиска новых путей адаптации к окружающим условиям. Это действительно так. Замечено, что если жизнь пожилого человека наполнена разнообразными музыкальными мелодиями, они успешнее адаптируются, находятся в постоянном развитии, осваивают ранее незнакомые отрасли. Важно помнить: этого эффекта нет при прослушивании однотипной музыки. Происходит обратное: человек деградирует в развитии. Это относится не только к пожилому возрасту, но и к любому другому.
  204. При возрастных кризисах музыкотерапия очень важна. Считается, что самый сложный – кризис среднего возраста, но за ним следует не менее важный период, когда меняются цели, мировоззрение, приоритеты. Человек теряет все больше близких людей, возможности тела меняются, как и общий жизненный уклад.
  205. Музыкотерапия дает возможность по-новому выпускать эмоции на свободу, пересматривать отношение к разным событиям. Рекомендуется внимательно вслушиваться в ритм произведений – благодаря этому человеку проще обрести новые стратегии построения дальнейшей жизни. Многие перестают паниковать из-за стремительно бегущего времени. Они будто «замедляются», учатся наслаждаться настоящим, ищут новые возможности для реализации.
  206. Изотерапия для больных коронавирусом.
  207. В умелых руках профессионального психолога изотерапия может использоваться как эффективное средство коррекции и стабилизации психического состояния для взрослых. Несмотря на то, что они, как правило, более скупы на эмоции, подобные занятия позволяют снять цензуру «сверхконтроля» и выразить в рисунках то, что на самом деле ими движет: страхи, внутренние комплексы, навязчивые мысли и идеи.
  208. Основные принципы
  209. 1. Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.
  210. 2. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
  211. 3. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
  212. 4. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  213. 5. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
  214. 6. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
  215. 7. Психолог не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
  216. 8. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
  217. 9. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
  218. Смехотерапия для больных коронавирусом.
  219. Полезен для сердца
  220. Подавленное настроение, стрессы, раздражение, депрессии и другие негативные состояния человека способствуют повреждению клеток, отвечающих за местный кровоток. В результате чего сосуды становятся слабыми и менее эластичными. В организме повышается уровень холестерина. У человека увеличивается вероятность заболеть сердечнососудистыми заболеваниями.
  221. Нормализует давление
  222. Смехотерапия будет очень полезна и гипертоникам, и гипотоникам. Например, для первых смех продолжительностью всего 10 мин способен снизить артериальное давление на 10 – 22 мм, а у вторых проходит бессилие и головокружение.
  223. Действует как обезболивающее
  224. Гормон счастья эндорфин создает чувство радости и эйфории. Данное химическое соединение, которое вырабатывается в нейронах головного мозга, оказывает обезболивающее действие. Смех способствует выработке гормона, что помогает отвлечься или вовсе забыть про боль. К примеру, у вас болит зуб, а к зубному вам только завтра. Старайтесь отвлечься, смотрите комедии и смешные видео.
  225. Смех развивает органы дыхания
  226. Во время смеха у человека меняется тип дыхания. Он становится длинным и глубоким, а выдох — коротким и сильным. Благодаря такой «дыхательной гимнастике» происходит очищение легких, так как весь воздух выходит из них. Помимо этого, мышцы дыхательной системы становятся крепче.
  227. Повышает иммунитет
  228. Во время смеха происходит увеличение производства антител, которые борются с вредоносными вирусами и бактериями. Давно отмечено, что веселые люди имеют крепкую иммунную систему, и никакие эпидемии гриппа им не страшны. Если же их угораздило заболеть, то они не впадают в панику и уныние. Благодаря этому болезнь проходит намного быстрее. Польза смеха для здоровья — это не миф. Его целебный эффект давно используют в медицине, даже в традиционной. Смехотерапия даже помогает при весьма тяжелых заболеваниях.
  229.  

Share with your friends:

Print