SaveText.Ru

Без имени
  1.  
  2. 1.      Предмет и система курса «Прокурорский надзор». Курс прокурорского надзора – это система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, статусе (правовом положении) прокуратуры и её функциях, направлениях, формах и методах деятельности.
  3. Предмет курса прокурорского надзора перекликается с предметами других учебных дисциплин (судебная власть, правоохранительные органы в РФ, административное право, уголовный процесс, гражданский процесс, семейное право, арбитражный процесс).
  4. Предметом курса «Прокурорский надзор в Российской Федера¬ции» являются правовые нормы, определяющие:
  5. •     назначение, функ¬ции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры;
  6. •     систему и структуру органов прокуратуры;
  7. •     полномочия прокурора при осу¬ществлении надзора за исполнением законов.
  8. В курсе рассматриваются основные вопросы организации и де¬ятельности прокуратуры в других государствах; взаимодействия и сотрудничества российской прокуратуры с прокуратурами, как принято говорить, «ближнего и дальнего зарубежья» либо с иными учреждениями, выполняющими прокурорские функции, а также с международными организациями.
  9. Прокуратура является одним из специализированных органов.
  10. Система курса делится на две части: общую и особенную.
  11. В общей части рассматриваются следующие вопросы:
  12. •     назначение прокуратуры и прокурорского надзора как ее главной функции;
  13. •     место и значение прокуратуры в структуре госу¬дарственных органов;
  14. •     исторические предпосылки образования в России прокуратуры и основные этапы ее развития;
  15. •     дальнейшие перспективы прокуратуры, имеющиеся научные взгляды на этот счет;
  16. •     принципы организации и деятельности прокурорских органов, их функции;
  17. •     направления в работе прокуратуры, устройство прокуратуры и уп¬равление.
  18. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направ¬лениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений, а именно:
  19. •     прокурорский над¬зор за исполнением законов (общий надзор);
  20. •     прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  21. •     прокурор¬ский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  22. •     прокурорский надзор за исполнением законов админи¬страциями органов и учреждений, исполняющих наказания и на¬значаемые судом меры принудительного характера, администра¬циями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  23. •     участие прокурора в рассмотрении судом уголовных, гражданских дел и в арбитражном судопроизводстве;
  24. •     координация прокурату¬рой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  25. •     организация и деятельность органов прокуратуры в зарубежных странах;
  26. •     взаимодействие и сотрудничество россий¬ской прокуратуры с органами и учреждениями зарубежных стран и международными организациями.
  27. 2.      Точное и единообразное исполнение законов как предмет прокурорского надзора. Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов - одно из ведущих направлений деятельности современной прокуратуры РФ, которое непосредственно связано с укреплением законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ряда иных структур. В соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре предметом надзора является:
  28. 1)      соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  29. 2)      соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.
  30. 3.      История прокуратуры Российской Федерации. Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России является Петр I. Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Однако к первой половине XIX века прокуратура, как и большинство государственных органов царской России, находилась в сложном положении: система надзора в России сохраняла лишь относительное единство. Наряду с генерал-прокурором высший надзор осуществлял Сенат, а на местах - губернаторы. Обер-прокуратура, осуществлявшая надзор за решением дел в Сенате, была связана с губернской прокуратурой лишь подчинением генерал-прокурору. Не было и единого законодательного акта о прокурорском надзоре. По мнению историков, беспомощность прокуратуры и низкий уровень законности в тот период были обусловлены не только пороками всей системы общества и бюрократического аппарата самодержавия в целом, но и недостатками самого этого института. Во-первых, прокурорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из министров. Во-вторых, сфера надзора и функции прокуроров стали к тому времени столь обширны и неопределенны, что их добросовестное исполнение было нереально. Все это привело к тому, что прокуратура, как и общество в целом, требовала серьезных преобразований.
  31. В эпоху дворцовых переворотов пришли в упадок.
  32. В период властвования Екатерины приобрела опять серьезную роль. Учреждение о губерниях, где были закреплены полномочия прокуроров на местах.
  33. Задачи сохранения целостности власти, установление интересов его императорского величества.  
  34. Следила за тем, чтобы не было незаконных сборов, взяток.
  35. 1802 – органы прокуратуры подчинены органам юстиции.
  36. Основные положения о прокуратуре. 1862 г. Главные задачи – наблюдение за точным соблюдением законов. Впервые закреплены принципы деятельности прокуратуры. Единство и централизация, несменяемость, независимость.
  37. 1917 – прокуратура была упразднена «Декретом о суде». С 17 по 22 г. органов прокуратуры не было.
  38. Дата воссоздания Российской прокуратуры 28.05.22, когда ВЦИК утвердила положения о прокурорском надзоре. Орган прокуратуры- выполняет одни и те же цели и задачи, которые были заимствованы:
  39. •     Надзор за законностью действий всех органов власти
  40. •     Всех хозяйствующих субъектов
  41. •     Общественных и частных организаций.
  42. •     Опротестование противоречащих закону постановлений и распоряжений. И др.
  43. В главе поставлен прокурор республики, который выполнял функции комиссара юстиции. Организационно входила в состав народного комиссариата юстиции.  На местах уездные прокуроры.
  44. Впервые учреждена военная прокуратура. Возложены прокурорские функции военных ведомств, как самостоятельное звено органов прокуратуры. Состояли при военных трибуналах, для быстрого разрешения дела.
  45. Принятие в 22 г. инструкции.
  46. Принимается постановление Президиума ВС СССР «О структуре центрального аппарата прокуратуры СССР».
  47. В 1959 году принимается указ об образовании коллегии прокуратуры СССР.
  48. В 1977 году новая Конституция СССР. Ст.168 – положение об органах прокуратуры осуществляющих свои полномочия независимо от местных органов, подчиняясь только генпрокурору СССР. Разница в том, что в К СССР был определен порядок назначения и подотчетность генпрокурора СССР, срок полномочий и порядок назначения нижестоящих прокуроров.
  49. В 30 ноября 1979 году – Закон о прокуратуре СССР. Он стал актом комплексного регулирования всей системы организации деятельности прокуратуры, в т.ч. военной прокуратуры. Четко определил все полномочия прокуроров применительно к отдельным отраслям прокурорского надзора. Сроки рассмотрения актов прокурорского надзора. Обязательность исполнения требований прокуроров, причин, способствующих им условий.
  50. 1980 – постановление о структуре прокуратуры СССР.
  51. 1980 – положение о классных чинах работников в органах прокуратуры.
  52.          - Положение об органах военной прокуратуры. Порядок организации и комплектования военных прокуратур и т.д.
  53. 1992 – новый ФЗ о прокуратуре. Ст.129 Прокуратура РФ – единая централизованная система с подчинением нижестоящих вышестоящим.
  54. Распространение надзора на ОРД. Сформулирована новая структура военной прокуратуры (уже была).  
  55. При разработке конституции чуть было не упразднили прокуратуру вообще (еще было предложение ограничить деятельность судебным преследованием).
  56. Речь о прокуратуре в конституции идет только в одной главе Судебная власть.
  57. Считается, что недостаточен уровень независимости прокуратуры. Так, прокуроры субъектов назначаются по согласованию с ОГВ субъектов.
  58. 4.      Законодательное регулирование прокурорского надзора. Ст. 129 Конституции РФ – правовоая основа деятельности прокуратуры РФ составляет централизованную систему с подчинением нижестоящего к вышестоящему прокурору.
  59. •     ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 февраля 1996 года
  60. •     Процессуальное законодательство: УПК (ст. 37 – полномочия прокурора), ГПК (ст. 45 – полномочия прокурора), АПК (ст. 52)
  61. •     ФЗ «О полиции», «Следственном комитете», «Об оперативно-розыскной деятельности»
  62. •     Указы Президента (Об усилении борьбы с преступностью)
  63. •     Ведомственные приказы, указания генерального прокурора, информационные письма по различным направлениям надзора, методические рекомендации по осуществлению надзора за орагнами МСУ.
  64. •     Постановления Пленумов судов по гражданским, арбитражным и уголовным делам, в которых приводится обзор судебной практики, а также выносятся и даются разъяснения по практике применения тех или иных вопросов.
  65. •     Постановления Конституционного суда, в случаях
  66. Основным и главным направлением следует отнести надзор за исполнением законов на территории РФ (за органами госвласти, субъекта РФ, местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицам, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также надзор за соответствия с законами издаваемыми ими правовыми актами)
  67. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными органами и должностными лицами.
  68. Надзор за исполнением органов законово, осуществляющих предварительное расследования.
  69. Надзор за исполнения закона судебными приставами.
  70. Надзор за исполнением законов ФСИН – исправительные колонии, тюрьмы и уголовно-исполнительные инспекции.
  71. Надзор за органами, исполняющим по решениям суда принудительные меры – медицинские учреждения.
  72. Администрации мест содержания заключенных под стражей – изоляторы временного задержания, следственный изолятор.
  73. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленного УПК.
  74. Координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, при этом применяются различные формы координации:
  75. Координационные совещания
  76. Совместные выезды для проведения согласованных совместных действий
  77. Совместное проведение проверок
  78. Создание следственно-оперативных групп для расследования преступлений и ряд других.
  79. Участие в правотворческой деятельности – может вноить предложения об изменении законодательства в соответствующие органы. Существует приказ генерального прокурора, который обязывает прокурора давать правовые заключения на нормативные акты, принимаемые представительными органами власти.
  80. Рассмотрение и разрешения жалоб граждан
  81. Обязан участвовать в заседаниях органов исполнительной власти
  82. Обеспечивает прямые связи в пределах предсталенной компетенции соответствующими органами других государств
  83. Участвует в разработке международных договоров
  84. Осуществляет деятельность по подготовка повышению квалификации прокурорских работников
  85. 5.      Концепция прокурорского надзора на современном этапе.
  86. Предмет и содержание концепции прокурорского надзора состоит в том, чтобы определить:
  87. -степень эффективности сложившейся системы, структуры и полномочий органов прокуратуры на современном этапе;
  88. -необходимость сохранения понятия высшего надзора органа прокуратуры за исполнением законов в государстве;
  89. -место органов прокуратуры в системе государственных органов;
  90. -соответствие действующего законодат требованиям по обеспеч единства, централизации и независимости органам государства;
  91. -дальнейшее совершенствование прокурорского надзора в плане реализации судебной реформы в РФ;
  92. -конкретные меры законодательного и организационного характера по преобразованию, организации и деят-ти прокуратуры.
  93. Научными исследованиями области прокурорского надзора подтверждаются в, этой связи реформирование российской прокуратуры на современном этапе предлагается осуществить на основе идей:
  94. 1. Реформирование прокуратуры должно происходить в соответствии с задачами и параметрами строительства в России правового демократического государства (совершенствование законодательства о прокуратуре, конституционное и отраслевое; усиление на этой основе влияния прокуратуры на состояние законности и правопорядка; защита прав личности)
  95. 2. Обеспечение реальной независимости прокуроров от местной власти.
  96. 3. Учет правовых традиций РФ ее исторического опыта. Феномен прокуратуры любого государства следует оценивать в контексте социально-политических условий его функционирования национальных традиций.
  97. 4. Широкое обобщение зарубежного опыта правоохранительной деятельности.
  98. 5. Ориентирование на эволюционное, постепенное преобразование прокурорской системы
  99. 6. Усиление правозащитной функции прокуратуры.
  100. 6.      Система и структура органов прокуратуры.
  101. Прокуратура в Российской Федерации– это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным.
  102. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально бытового и хозяйственного назначения. В структуру органов прокуратуры входит Следственный комитет при прокуратуре РФ.
  103. Система органов прокуратуры построена по принципу:
  104. 1)      административно территориального и национально государственного устройства РФ;
  105. 2)      постоянной дислокации воинских частей и подразделений;
  106. 3)      отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности.
  107. Структура прокуратуры:
  108. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации РФ по представлению Генерального прокурора РФ.
  109. В Генеральной прокуратуре РФ образуется Коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
  110. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), Главная военная прокуратура, Главное следственное управление, Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры, Управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД в органах внутренних дел, Управление по надзору за расследованием особо важных преступлений, Управление криминалистического обеспечения и др.
  111. Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ. Руководители прокуратур субъектов РФ имею первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.
  112. Военные прокуратуры. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
  113. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
  114. Природоохранные прокуратуры. Эти П созданы для усиления прокурорского надзора за исполнением зак-ва об охране окружающей среды.
  115. Транспортные прокуратуры. Данные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры также осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.
  116. 7.       Учреждения и органы прокуратуры.  Конституция РФ в ст.129 указывает, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
  117. Закон "О прокуратуре РФ", детализируя эти положения, определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением действующих на ее территории законов, а также иные функции, установленные федеральными законами.
  118. Систему прокуратуры РФ составляют:
  119. - Генеральная прокуратура РФ;
  120. - прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  121. - прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  122. отрасль прокурорский надзор прокуратура
  123. - научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.                                                                                                                                                                      Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам. Законом не допускаются создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ.                                                                                                                                                             Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.                                                                                                                 Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые начальниками - старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры. Кроме того, Генеральный прокурор РФ имеет советников и помощников по особым поручениям.                                                                       Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с положением о нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ. В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.                                                                                                                                                             Структура аппарата Генеральной прокуратуры РФ непосредственно связана с изменениями в системе федерального управления на территории Российской Федерации, отмеченными Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе". Приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. № 98 образованы управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах. Эти управления приказом Генерального прокурора РФ в 2002 г. преобразованы в отделы. Они расположены непосредственно в центрах федеральных округов и выступают как структурные подразделения Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.
  124. 8.      Особенности организации и деятельности специализированных прокуратур. Организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлена объективной необходимостью обеспечения законности и правопорядка в специфических сферах деятельности, имеющих значение для общества и государства, в которых административно-территориальный принцип построения не всегда присутствует.
  125. Специализированные прокуратуры не должны подменять деятельность территориальных прокуратур как основного элемента прокурорской системы. Организация и деятельность специализированных прокуратур обладает особенностями в зависимости от конкретного вида.
  126. Транспортные прокуратуры, действовавшие на правах прокуратур субъектов РФ, были ликвидированы в 2001 г., а их полномочия переданы территориальным прокуратурам субъектов РФ. Однако в 2003 г. образована Московская региональная прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте с полномочиями прокуратуры субъекта РФ. Транспортные прокуратуры (на правах районных и городских) подчинены территориальным прокуратурам субъектов РФ, на территории которых располагаются, и осуществляют надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах в соответствии с установленной компетенцией.
  127. Транспортные прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, организациями и учреждениями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта.
  128. Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах – в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) осуществляют: 27) надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 28) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах этих административно-территориальных образований.
  129. Природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Природоохранные прокуроры осуществляют прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Осуществляют уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности.
  130. 9.      Принципы организации и деятельности прокуратуры. 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
  131. 2. Органы прокуратуры:
  132. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  133. действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
  134. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
  135. 2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
  136. 3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
  137. 4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
  138. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
  139. 10.     Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей. Принцип законности - органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.
  140. Принцип публичности - органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.
  141. Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры. Прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России.
  142. Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры. В основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген прокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышест нижест.
  143. Принцип внепартийности. Организация и деят органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологических взглядов.
  144. Принцип независимости. В своей организ и деяторганы прокуратуры не зависимы от органов законод, исполнит и судеб власти. При исполн своих обяз прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.
  145. Принцип гласности в деятельности прокуратуры. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
  146. Принцип обязательности исполнения указаний прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.
  147. 11.     Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением Конституции и законов (общий надзор). Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Традиционно данная отрасль именовалась «общим надзором». Это название позволяло отграничивать рассматриваемую отрасль от других, специализированных отраслей прокурорского надзора. И хотя в действующем законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, термин «общий надзор» не упоминается, он укоренился в сознании работников органов прокуратуры и по-прежнему употребляется ими.
  148. В рассматриваемой отрасли наиболее рельефно проявляется сущность и назначение прокурорского надзора в РФ, осуществляемого прокурорами всех звеньев. Именно в ней находит прямое проявление деятельность российской прокуратуры по обеспечению верховенства закона — нормативного фундамента правового государства — охране прав и свобод личности, общественных и государственных интересов.
  149. Прокурорский надзор за исполнением законов, как и всякая другая государственная общественно полезная, созидающая деятельность, имеет свой предмет и задачи. Под предметом любой практической деятельности обычно понимают ее содержание, характер, особенности, направленность на достижение вполне конкретного позитивного результата.
  150. Задачи прокуроров при осуществ¬лении надзора за исполнением законов заключаются:
  151. в обязательном вмешательстве прокурора в связи с по¬ступившей информацией о нарушении законов путем при¬нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
  152. в использовании возможностей проку¬рорского надзора в предупрежде¬нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
  153. в активизации и совершенствовании деятельности орга¬нов государственного контроля и правоохранительных орга¬нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под¬чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  154. в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ¬ственности правонарушителей вне зависимости от их долж¬ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;
  155. в доведении до населения и общественности через ра¬дио, телевидение, периодическую печать информации о ра¬боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку¬рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
  156. в выявлении пробелов (дефектов) действующего законо¬дательства, потребностей в нормативном регулировании об¬щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста¬вительные (законодательные) органы и органы, обладаю-щие правом законодательной инициативы. При этом ниже¬стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
  157. в повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей¬ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по¬требности точного исполнения законов.
  158. 12.     Предмет и пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и законов (общий надзор). Надзор за исполнением законов является одной из основных отраслей деятельности органов прокуратуры и осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, в ходе реализации своих полномочий прокуратурой создается действенный механизм защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, укрепляется законность в деятельности органов государственной власти как на федеральном уровне, так и в деятельности законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С другой стороны, органы прокуратуры оказывают мощное профилактическое воздействие на предупреждение различного рода правонарушений, выявление их на начальных стадиях подготовки и совершения, а также принимают действенные меры к их устранению.
  159. Таким образом, сущность надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушения законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.
  160. Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру: 1) соблюдение Конституции; 2) исполнение законов, действующих на территории РФ; 3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами; 4) обеспечение условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.
  161. 13.     Полномочия прокуроров по установлению, устранению и предупреждению нарушений законности (общий надзор).
  162. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
  163. посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;
  164. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  165. знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
  166. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера,
  167. проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений
  168. отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
  169. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
  170. 14.     Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в порядке общего надзора.
  171. Протест прокурора –это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.
  172. Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста – это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам. Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
  173. Представление прокурора –это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами.
  174. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
  175. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
  176. 15.     Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования. Прокурор обязан осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования по расследованию преступлений таким образом, чтобы наряду с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, иных имеющих значение для расследования сведений строго соблюдались требования уголовно-процессуального закона о порядке выполнения следственных действий, которыми устанавливаются эти данные, а также об их содержательной и удостоверительной сторонах.
  177. С этими целями прокурор использует как свои процессуальные и организационно-распорядительные полномочия, так и предоставленные ему законом надзорные полномочия, закрепленные в ст. 37 УПК РФ и других нормах уголовно-процессуального закона. Применение данных полномочий на досудебных стадиях уголовного процесса ориентировано на то, чтобы обеспечить выполнение субъектами расследования установленных уголовно-процессуальным законом обязательных требований при производстве следственных действий. В связи с этим возникает вопрос: каким образом прокурор может реализовать имеющиеся у него правовые возможности по обеспечению исполнения закона при производстве следственных действий? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, следует находить в следующих направлениях прокурорской деятельности: 1) осуществление организационно-распорядительных надзорных полномочий; 2) дача указаний о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий, проводимых органом дознания или дознавателем, а также выражение требования к органам дознания и следственным органам устранить нарушения федерального законодательства, допущенные в ходе производства следственных действий; 3) рассмотрение жалоб на незаконные и необоснованные действия и решения субъектов, осуществляющих уголовное преследование; 4) обобщение практики производства предварительного расследования и использования их результатов в координационной деятельности по борьбе с преступностью. При осуществлении деятельности по обеспечению исполнения закона при совершении следственных действий по выявлению, собиранию, проверке и оценке доказательств прокурор должен исходить из общих требований к производству следственных действий, установленных уголовно-процессуальным законодательством, и в первую очередь обращать внимание на их точное соблюдение. При этом, на наш взгляд, под общими условиями (общими правилами) производства следственных действий необходимо понимать те требования закона, которые в равной мере предъявляются к осуществлению любого следственного действия. Проверяя соблюдение общих требований закона при производстве следственных действий, прокурор учитывает, что по общему правилу проведение следственных действий законом допускается только при наличии возбужденного уголовного дела. В отступление от данного правила до возбуждения уголовного дела в случаях, не терпящих отлагательства, могут осуществляться действия, направленные на закрепление следов преступления и установление лица, его совершившего (проведение осмотра места происшествия).
  178. В соответствии с п. 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ N 136 прокурор обязан требовать своевременного направления ему уведомления о каждом случае производства без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска и других следственных действий, указанных в ч. 5 ст. 165 УПК РФ, а также материалов по результатам их производства для правовой оценки. Указания прокурора должны обязательно облекаться в письменную форму (ч. 3 ст. 37 УПК РФ) и быть четкими и конкретными. Письменные указания являются процессуальными документами и поэтому приобщаются к делу, а их копии хранятся в наблюдательном производстве. Для органа дознания и дознавателя, как уже указывалось, письменное указание прокурора является обязательным. Однако дознаватель в соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК РФ вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, представив ему дело с изложением своих возражений. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения. В соответствии со ст. ст. 123, 124 УПК РФ прокурор обязан рассматривать поступившие к нему жалобы на действия (бездействие) и акты следователя, дознавателя и органов дознания. Проверяя жалобы, он знакомится с уголовными делами, опрашивает лиц, обжалующих действия органа дознания или дознавателя, а также других лиц, истребует объяснения у работников органов дознания. При этом прокурор выявляет нарушения закона и принимает меры к их устранению. Обеспечение прокурором надзора за исполнением закона при совершении следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств проводится посредством: а) дачи указаний о направлении расследования, о производстве следственных и иных процессуальных действий при расследовании уголовного дела в форме дознания; б) выражения требования от органов дознания и следственных органов устранения выявленных нарушений федерального законодательства при производстве следственных действий; в) рассмотрения жалоб на незаконные и необоснованные действия и решения субъектов уголовного преследования, а также обобщения практики производства предварительного расследования; г) принятия процессуального решения о признании полученного в результате проведения следственного действия с нарушением федерального закона процессуального результата недопустимым доказательством. 2. Предметом надзора за исполнением закона при производстве следственных действий является соблюдение руководителем следственного органа, следователем, органом дознания и дознавателем установленных УПК РФ общих и специальных условий производства следственных действий.
  179. 16.     Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования. Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:
  180. а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;
  181. б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  182. в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;
  183. г) рассмотрения представленных руководителем следственного органа возражений следователя о несогласии с требованиями прокурора;
  184. д) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;
  185. е) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;
  186. ж) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;
  187. з) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного коми-тега РФ;
  188. и) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;
  189. к) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;
  190. л) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.
  191. 17.     Надзор прокурора за законностью приема, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях. Предмет надзора обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ и иных ФЗ при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.
  192. Мерами ПН осуществляется своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.
  193. Проверки исполнения требований УПК и иных ФЗ проводить: -в ОВД, в следственных органах СК при прокуратуре РФ, ОФСБ, и т.д. - систематически, не реже одного раза в месяц; в в/ч - в порядке, определяемом заместителем Ген прокурора РФ - Главным военным прокурором; при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно.
  194. Особое внимание при этом обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и рез проверки сообщений.
  195. Проверку начинать с материалов, находящихся в производстве, с целью устранения возможной волокиты, обеспечения принятия законного, обоснованного решения. Ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в соответствующее главное управление информационно-аналитическую справку о состоянии законности и прокурорского надзора в данной сфере надзорной деятельности (с нарастающим в течение года итогом).
  196.  
  197. 18.     Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел.
  198. Постановление прокурора, следователя, органа дознания о возбуждении уголовного дела в соответствии с законом должно отвечать следующим требованиям: 1) полнота: должно содержать сведения о месте, времени, иных обстоятельствах совершенного преступления; 2) обоснованность: должно включать фактические свидетельства совершения конкретного преступления конкретным лицом (при условии наличия данных об этом лице); 3) определенность: должно содержать не альтернативный, а конкретный вывод о совершенном преступлении (приготовление, покушение на преступление); 4) законность: должно содержать ссылки на конкретные нормы законов.
  199. Постановление об отказе, которое выносится при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, отвечает тем же самым требованиям. После принятия решения об отказе в возбуждении дела граждане, общественные организации и государственные органы, подавшие заявление или сообщение о преступлении, уведомляются об этом решении.
  200. Направления прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовных дел: а) проверка законности и обоснованности постановлений о возбуждении уголовных дел; б) проверка законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.
  201. Постановление о возбуждении уголовного дела: прокурор проверяет законность и обоснованность постановления, контроли рует действия следственных органов с целью быстрого, полного раскрытия и полного, всестороннего расследования преступления.
  202. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: проверяет материалы дела, послужившие основанием для отказа. Прокурор может вынести постановление об отказе без истребования материалов дела при очевидном нарушении закона (недостижении подозреваемым установленного законом возраста, отсутствии признаков преступления и т. д.).
  203. 19.     Надзор за законностью применения мер процессуального принуждения при раскрытии и расследовании преступлений. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством.
  204. Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие порядок применения мер процессуального принуждения, не нарушались, а при обнаружении нарушений— немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
  205. Так, например, прокурор должен постоянно следить за тем, чтобы задержание лица по подозрению в совершении преступления проводилось только лишь при наличии оснований, предусмотренных ст. 91 УПК РФ и при этом был соблюден установленный законом порядок, поскольку эта мера пресечения существенно ограничивает гарантированное в Конституции РФ право на неприкосновенность личности. При оценке соответствия требованиям закона задержания таких лиц, прокурор должен учитывать также мотивы задержания˸ необходимость пресечения преступной деятельности подозреваемого, лишение ᴇᴦο возможности скрыться, отсутствие у такого лица постоянного места жительства, отсутствие сведений о ᴇᴦο личности.
  206. 20.     Надзор за полнотой, объективностью и всесторонностью расследования преступлений.
  207. 21.     Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности. Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, вправе:
  208. – знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРД,
  209. – требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона;
  210. – давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекращении;
  211. – опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе и о передаче результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий следователю (органу дознания, в суд); –
  212. отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;
  213. – опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты, принятые руководителями органов, осуществляющих ОРД;
  214. – вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
  215. – требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
  216. – проводить проверку при обнаружении признаков преступления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;
  217. – направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.
  218. 22.     Надзор прокурора за обеспечением права обвиняемого на защиту. Прокурор осуществляет надзор за выполнением органами дознания или следователями требований Конституции РФ об обеспечении права обвиняемого на защиту. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  219. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, а во всех остальных случаях — с момента предъявления обвинения. Прокурор следит за тем, чтобы следователь как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения разъяснил обвиняемому его право иметь защитника.
  220. Чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь или прокурор обязаны предоставить ему свидание с близкими или родственниками, которые смогут пригласить защитника для участия в процессе.
  221. Допуская защитника с момента задержания или ареста подозреваемого или с момента предъявления обвинения, следователь обязан создать защитнику необходимые условия для выполнения возложенных на него функций: предоставить свидание с подозреваемым или обвиняемым, дать возможность защитнику ознакомиться с материалами уголовного дела, заявить необходимые ходатайства и т. д.
  222. В судебном разбирательстве уголовных дел защитник выступает представителем обвиняемого (подсудимого), защищает и отстаивает его позиции, охраняет его права и законные интересы. Защитнику обвиняемый может доверить сведения, которыми не располагают ни следователь, ни прокурор, ни суд. Защитник не вправе самостоятельно распорядиться этими сведениями. Он выполняет волеизъявление обвиняемого. Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя.
  223. 23.     Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда за­коном предусмотрено получение санкции от прокурора или судебного решения, и несет полную ответ­ственность за их законное и вовремяе проведение.
  224. Таким образом, закон представляет следователям широкие полномочия по производству следственных действий, по применению мер уголовно-процессуального принуждения и по принятию различ­ных процессуальных решений. Процессуальная самостоятельность обеспечивает следователю возмож­ность оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руко­водствуясь законом и внутренним убеждением.
  225. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен˸
  226. 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  227. 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  228. 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  229. 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  230. 5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  231. 5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
  232. 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
  233. 24.     Роль прокуроров при координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Основные задачи координационной деятельности:
  234. разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
  235. объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  236. устранение дублирования и параллелизма в их деятельности по противодействию преступности.
  237. Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры областного и районного уровней выполняют роль координаторов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, организаторов процесса выработки и реализации согласованных с другими субъектами координации мер по выявлению, раскрытию, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
  238. Наряду с организацией координации прокурор осуществляет и свою основную функцию - надзор за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с преступностью.
  239. Поэтому основным принципом организации и осуществления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми ее участниками действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов каждого гражданина.
  240. Основополагающим началом организации координации является равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий по борьбе с преступностью.
  241. Принцип равенства субъектов координации означает, что, несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнение им надзорной функции, он при осуществлении координационных полномочий не имеет преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами при выработке и принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по борьбе с преступностью в части, касающейся деятельности органов прокуратуры.
  242. Вместе с тем соблюдение равенства прав участников координации не исключает самостоятельность и инициативу каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему полномочий в выборе средств и способов выполнения принятых решений, рекомендаций и проведения мероприятий.
  243. 25.     Формы координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
  244. 26.     Прокурорский надзор по уголовным делам несовершеннолетних.
  245. 27.     Процессуальное положение прокурора в суде по уголовным делам.
  246. 28.     28. Сущность и задачи участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
  247. Правовое положение прокурора как участника уголовного судопроизводства закреплено в ст. 37 УПК РФ, согласно которой прокурор, являясь должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной Кодексом, осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
  248. Функция осуществления прокурором надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в ходе осуществления судом правосудия по гражданским и уголовным делам ГПК РФ и УПК РФ не предусматривается и, следовательно, не распространяется на стадию исполнения судеб постановлений по гражданским и уголовным делам.
  249. Надзор за исполнением законов судебными приставами на основании ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 4 ст. 19 Федерального закона "О судебных приставах" противоречит нормам ГПК РФ и УПК РФ.
  250. 29.     Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел.
  251. 30.     Участие прокурора при рассмотрении дел в суде общей юрисдикции.
  252. 31.     Участие прокурора при рассмотрении дел в арбитражном суде.
  253. 32.     Участие прокурора при рассмотрении дел в Конституционном суде.
  254. 33.     Участие прокурора в административном судопроизводстве. Выделение деятельности по участию в арбитражном процессе как одного из самостоятельных направлений работы органов Прокуратуры обусловлено объективными предпосылками:
  255. 1)      общественные (гос.) потребности, в таком виде прокурорской деятельности,;
  256. 2)      правую природу прокурорской деятельности как целостной системы, подчиненной внутренним закономерностям;
  257. 3)      формально-юридические основания в виде закрепленных в ФЗ норм;
  258. Участие прокурора в арбитражном процессе, в виде обращения в суд с иском, является специфической формой гос. влияния на соблюдение законности в хозяйственной деятельности. Обращение прокурора с иском (заявлением) в арбитражный суд зачастую является завершающим этапом надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствам. Основное внимание в исковой работе прокурора уделяется защите имущественных интересов государства и общества в лице гос. предприятий и организаций либо предприятий со значительной долей гос. собственности в их имуществе, населения регионов, трудовых коллективов. Вмешательство прокурора для защиты гос. и общественных интересов необходимо в случаях: выявления правонарушений, для устранения которых законодательство прямо обязывает прокурора обратиться с иском. установления фактов занятия предприятиями или гражданскими предпринимателями запрещенными видами деятельности либо занятие коммерческой деятельностью.
  259. 34.     Речь государственного обвинителя в суде по уголовным делам.
  260. 35.     Деятельность прокурора по уголовным делам в стадии надзорного производства.
  261. 36.     Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.
  262. 37.     Прокурорский надзор за законностью прекращения уголовных дел производством.
  263. 38.     Надзор в стадии возобновления производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
  264. 39.     Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнения приговоров.
  265. 40.     Надзор за законностью и своевременностью обращения приговоров к исполнению.
  266. 41.     Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы.
  267. Основная задача пр., надзирающих за исполнением законов администрациями изоляторов временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых, состоит в выявлении и освобождении незаконно задержанных. Причем, при установлении незаконного содержания в ИВС граждан, освобождает их своим постановлением и принимает меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона. Другая задача состоит в проверке сроков пребывания в учреждениях ИВС "граждан, помещенных на законных основаниях.
  268. Приказом Ген. прокурора РФ №8 подчиненным прокурора предписано проводить проверки следственных изоляторов не реже одного раза в месяц «в целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей. Проверки проводить во взаимодействии с отраслевыми управлениями. Особое внимание прокурора должно быть обращено на соблюдение администрацией требований закона, касающихся улучшенных условий содержания под стражей беременных
  269. Надзор за исполнением законов администрациями исправительных колоний, тюрем и лечебно-исправительных учреждений является одним из наиболее сложных участков в прокурорской деятельности. Проверка, проводящаяся прокурором в исправительном учреждении, касается законности содержания в нем осужденных, соответствия режима отбывания наказания требованиям закона, соблюдения администрацией прав осужденных, привлечения их к труду, проведения с ними воспитательной работы, применения к осужденным мер поощрения и взыскания, рассмотрения и разрешения их жалоб, заявлений и предложений. Пдолжен убедиться, в наличии в личном деле каждого вступившего в законную силу приговора или определения суда, являющегося юр. основанием для содержания в исправительном учреждении.
  270. 41.Прокурорский надзор за исполнения законов в местах лишения свободы.
  271. Сущность данного направления прокурорского надзора состоит в слежении за законностью деятельности администраций пенитенциарных и других учреждений и органов, связанной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содержания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответств. решений органов уголовного судопроизводства.
  272. Основой организации данного направления прокур. надзора являются ФЗ "О прокуратуре РФ" № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г., ФЗ "О содержании под стражей подозрев. и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, приказы и указания ГП РФ.
  273. Предметом надзора согласно статьи 32 Закона "О прокуратуре РФ" являются:
  274. 1) законность нахождения лиц в местах содерж-я задержанных, предвар. заключения, исправит.-трудовых и иных органах и учреждениях, исполн.наказание и меры принудит. характера, назнач. судом;
  275. 2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудит. характера, порядка и условий их содержания;
  276. 3) законность исполн. наказания, не связ. с лиш. свободы.
  277. Прокуроры, прежде всего, должны проверять законность пребывания граждан в местах содержания под стражей и других учреждениях, в которых они находятся вопреки их воле, в принудительном порядке. К таким поднадзорным прокурорам органам и учреждениям, осуществ. указанные функции, относятся:
  278. 1) исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Мин. юстиции РФ (исправительные и воспит-е колонии, тюрьмы, лечебные исправ-е учреждения, исправ-е центры и арестные дома);
  279. 2) уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел; 3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гарнизонов.
  280. Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями вышеназванных органов и учреждений определяется, прежде всего, тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, чья личная неприкосновенность и другие права подвергнуты определенным ограничениям. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе. А возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив намного больше, чем лиц, находящ. на свободе.
  281. Проверка исполнения законов - одно из основных средств прокур. надзора применяемых в целях выявления правонарушений в местах содерж. под стражей.
  282. Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т.е. включающими только отдельные вопросы.
  283. Осуществляя надзор, прокурор:
  284. - проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;
  285. - требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;
  286. - проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания; - истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.
  287. Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению, используя в указанных целях:
  288. - постановления и предложения (требования) прокурора относ. соблюдения законов по результатам проверок;
  289. - протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнител. системы;
  290. - представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона.
  291. Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При желании лицо может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации места лишения свободы.
  292. 42.     Формы прокурорского реагирования на нарушения закона в местах лишения свободы.
  293. 43.     Надзор прокурора за досрочным освобождением осужденных от отбывания наказаний. Досрочное освобождение от отбывания наказания как мера поощрения является важным стимулом к исправлению и перевоспитанию осужденных. В ходе осуществления прокурорского надзора за законностью применения условно-досрочного освобождения прокурор проверяет соответствие закону судебных решений и соблюдение установленного порядка представления осужденных к данной мере.
  294. Задачи прокурора: 1. Препятствовать досрочному освобождению из мест лишения свободы осужденных, не вставших на путь исправления. 2. Контролировать применение этой меры поощрения ко всем заслуживающим ее осужденным.
  295. Порядок производства надзора:
  296. 1. Рассмотрение ходатайств администрации исправительного учреждения и приложенных к ней материалов. Цель – предупредить направление в суд материалов, не соответствующих закону или в судебном заседании выступить с заключением об отказе в применении условно-досрочного освобождения. Если материалы, направленные в суд, не дают возможности точно оценить законность и обоснованность представления об освобождении, прокурор изучает личное дело и данные о поощрениях и взысканиях осужденного.
  297. 2. Участие в судебном рассмотрении материалов об условно-досрочном освобождении. На этом этапе прокурор следит за соблюдением закона, регулирующего порядок вынесения судебного постановления: судья принимает решение только в судебном заседании, после изучения представленных материалов и получения объяснений осужденного, представителей администрации мест, заключения прокурора. Важные условия судебного рассмотрения – гласность и устность.
  298. 3. Заключение прокурора выносится после проверки ряда условий: а) соблюдение требований закона об истечении установленного срока, после которого возможно представление к условно-досрочному освобождению; б) возможность применения такого освобождения исходя из юридической оценки совершенного преступления; в) подтверждение примерного поведения и честного отношения к труду.
  299. 4. Проверка законности и обоснованности судебных постановлений об условно-досрочном освобождении.
  300. 44.     Особенности надзора в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
  301.  
  302.  
  303.  

Share with your friends:

Распечатать