SaveText.Ru

Без имени
  1. Особенности эстетического проектирования
  2. Когда вещь проектируется, дизайнер учитывает, что она, с одной стороны, будет восприниматься человеком, с другой - попадет в некоторый материально-вещественный контекст. В том и в другом случае особую роль играют эстетические характеристики вещи. Эстетическая форма есть самодовлеющая чувственно-воспринимаемая ценность, духовное переживание которой приводит к универсальной гармонизации и самоутверждению человека. Невозможность удовлетворения эстетических потребностей наличными ценностями и приводит к проектированию новых. Дизайн является элементом (уровнем) эстетической деятельности (7), в наибольшей степени связанной с преобразованием реального мира, поэтому вещь как проект сопрягает в себе общие характеристики, свойственное проекту любой деятельности, и специфические, связанные с профессиональными задачами. Попытаемся их определить.
  3. Ф. Т. Мартынов считает основным законом создания эстетических форм преодоление стереотипов, автоматизма повседневного восприятия и вживания в бытие. Не только односторонность утилитарного подхода, но и устойчивые социальные значения, совокупность которых формирует тот или иной культурный образец (например, дом как очаг), срастаются с определенными чувственно-воспринимаемыми свойствами предметов и препятствуют возникновению и освоению новых эстетических образов, справедливо считает он. Преодоление стереотипов, стандартов, шаблонов восприятия необходимо связано с установкой на остроту взгляда, непосредственность и новизну. Своеобразие эстетического восприятия приводит к "повышенному вниманию к чувственной ткани образов и биодинамической ткани деятельности" (8). Живые впечатления организуются в образ, включающий в том числе образ движения и действия, который может не совпадать с уже отнесенными к какому-либо классу. Это способствует глубине постижения предмета преобразования и выявлению скрытых сущностей, структур, порядков объективного мира, считает автор. Можно добавить, что эстетическое восприятие изначально не сводимо к простому чувственному восприятию: созерцание совершается через чувственное впечатление, но самостоятельно по отношению к нему. "Оно скорее всего остается обращенным к единичному предмету в его неповторимости и индивидуальности, но оно видит в нем то, что не схватывается непосредственно чувствами: в ландшафте - момент настроения, в человеке момент душевного состояния", - писал немецкий эстетик ХIХ в. Николай Гартман (9). Это означает, что совокупность объективно существующих, чувственно-воспринимаемых качеств того или иного объекта не приводит к автоматическому возникновению эстетического отношения к нему, а лишь создает предпосылки для него. Совокупность ощущений необходимо должна сопровождаться неким духовным переживанием. Отсюда рождается сложное взаимодействие субъективного и объективного, которое нужно учитывать, исследуя как процесс проектирования, так и учитываемый в нем момент рецепции будущей вещи.
  4. Для разъяснения происходящего психологи и эстетики, начиная с ХIХ в., используют термин "вживание". По определению одного из отечественных авторов, активно разрабатывавших это понятие, М. М. Бахтина, вживание представляет собой видение индивидуального предмета "изнутри в его собственном существе" (10). Сказанное подчеркивает нетождественность дизайнерского и архитектурного проектирования только рациональному упорядочиванию действительности и важность эмоционально-интуитивной стороны акта эстетического творчества. Вживание является стороной более общего процесса взаимодействия эстетического субъекта с миром. Причиной и целью его деятельности является достижение духовной гармонии, утверждающей его бытийно. Точкой отсчета выступают не сами характеристики объективной действительности, в которые "вживается" человек, но определенные черты его взаимоотношения с бытием в его различных проявлениях. Деятельность вообще, и эстетическая деятельность в частности, предполагают изменение человеком предметов природы и запечатлением в них внутренней жизни человека, подчеркивал Гегель. Только после этого обживания они становятся носителями эстетических качеств. Даже на уровне восприятия шум дождя станет эстетически выразительным, когда он совпадет с ритмом мыслей, движений, с каким-нибудь словом. То же и в деятельности. Приведем в качестве иллюстрации простой пример. Кресло "Calin" П. Мали, даже по утверждениям его автора, родилось чрезвычайно легко: разбив ребром ладони подушку пополам, дизайнер поместил ее на тонкие металлические ножки, и только. Своеобразие дизайнерской мысли здесь заключается не в открытии того, что подушка может стать креслом, отказе от стереотипного восприятия подушки, а в происходящем выявлении существенных черт подушки для человека, например, ее возможности легко принимать очертания человеческого тела, в том числе и сидящего. Тем самым автор признал необходимость "восточного" сибаритства в напряженных условиях современной жизни и в качестве своей непроговоренной задачи поставил создание предметной среды, максимально благоприятной человеку, подыгрывающей ему, не сопротивляющейся ему. "Преемлющее" качество подушки оценивается как объективно присущее ей, хотя на самом деле возникает из чувств, присущих воспринимающему подобно тому, как темнота оценивается "страшной" или острая выпуклость "угрожающей". Субъективное объективируется посредством усилий дизайнера.
  5. Такое решение может быть только закономерным следствием эстетического подхода, когда замысел рождается в диалектическом процессе вживания и "возвращения себя на свое место" (М. М. Бахтин). Какое-либо явление приобретает смысл, только будучи пережитым человеком, но с другой стороны, его подлинный смысл не должен сразу заслоняться тенью человеческой субъективности, если речь идет о преодолении ограниченности утилитарного подхода. М. М. Бахтин, имея в виду литературное творчество, писал: "Всякий подлинный творческий голос всегда может быть только вторым голосом в слове" (11). Иначе говоря, автор не перекрывает слова, а дает ему быть сказанным. То же закономерно и для дизайна. Предмет эстетической деятельности выступает как самостоятельное бытие, хотя и создается посредством человеческих усилий. Он существует настолько же самодостаточно и свободно, насколько его создатель. Для того, чтобы этого достичь, требуется этап вживания, которое, по мнению Бахтина, является только первым моментом эстетической деятельности, не исключающей "любовное устранение себя". "Переживание есть ценностная установка меня всего по отношению к какому-либо предмету, моя "поза" при этой установке мне не дана", - отмечал М. М. Бахтин (12). Утилитарный подход неизбежно односторонен и признает мир только в связи с возможностью последнего удовлетворить какие-либо потребности человека, эстетический подход лишен подобной узости: прежде чем объективируются субъективные переживания, в полной мере проявляются наличные свойства мира во всей их полноте. Представляется, что для дизайна это в первую очередь предметные и структурные свойства материала, с которым он работает.
  6. Собственно эстетическая деятельность здесь еще не начинается. Ее начало связано с "возвращением на свое место" и утверждением себя, называемому Бахтиным "вненаходимостью". Возвращаясь к себе, субъект созерцает свою "положительную данность", которая перестает быть единственной и самодостаточной. Она предстает в эстетической деятельности как "мое в другом". Внутри- и вненаходимость составляют единый эстетический акт "со-бытия". Этот путь, по мнению Бахтина, сам по себе приводит к новизне взгляда, поскольку "эстетическое созерцание должно отвлечься от нудительной значимости смысла и цели" (13). Иначе говоря, оно снимает и односторонность проявления человека, присущую утилитарному отношению и задаваемую этой самой "нудительной значимостью... цели", в особенности внешними обстоятельствами и культурными детерминантами. Человек выступает в эстетическом отношении как "принципиально конечная и законченная душа", для которой все общечеловеческие, общекультурные ценности являются имманентными ей, ставшими ее неотъемлемой частью. Активность такой души приводит к эстетическому преобразованию мира, в процессе которого его объективные качества и субъективные смыслы проявляются максимально полно в живом, предметно-данном единстве. Специфика эстетического подхода заключается в том, что мир (или его отдельные элементы) проявляют именно те свои свойства, которые оказываются созвучными и наиболее необходимыми человеку. Следовательно, положительное восприятие вещи будет тем вероятнее, чем более эстетически-"насыщенной" является позиция ее создателя. Она, в свою очередь, предполагает учет объективных, чувственно-воспринимаемых качеств, приводящих к эстетической выразительности предметных форм, которые обнаруживаются посредством вживания, и духовно-переживаемого отношения человека к этим формам, истоком которого является позиция вненаходимости. Сужение со-бытия только до одного его момента - вживания - приводит к односторонней трактовке эстетического и не позволяет в полной мере учитывать своеобразие этого отношения.

Share with your friends:

Распечатать