SaveText.Ru

Без имени
  1. Лекция 4-5
  2.  
  3. В современном мире, наполненном различными сферами деятельности, хобби и интерактивными развлечениями может существовать бесчисленное множество интересов у человека, и порой нам необходимо общаться с теми, кто имеет сферу деятельности совершенно отличную от нашей. А если учесть еще и разницу в возрасте, то задача по установлению контакта с другим человеком становится совсем нетривиальной, но я хотел бы рассмотреть три случая коммуникации между людьми и предположить, какие приемы могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров в общении:
  4. 1)      Первая ситуация – это разговор родителя с ребенком. К сожалению, сейчас самым распространенными барьером является, пожалуй, стилистический барьер. Возникает он из-за того, что старшее поколение навязывают ребенку некоторые обязанности употребляя в своей речи «ты должен» и «ты обязан», казалось бы, в этом нет ничего такого, ведь это прививает ребенку обязанности и чувство ответственности, но на деле родитель единственный человек в этой ситуации кто понимает, что ребенок должен и кому. Стиль долженствования ведет лишь к недопониманию со стороны ребенка, ведь он не дает ему никакого пространства для анализа и выбора. Фраза «ты должен» вызывает такие вопросы как «кому?», «почему?», «зачем?», отчего возрастает недопонимаем, а в последствии приводит к негативным эмоциям.
  5. Исправить ситуацию можно, дав ребенку выбор и свободу к принятию решения, на мой взгляд, данный подход со временем выработает в человеке не негативную реакцию на обязанности, а осознание проблемы и то, что ее нужно решать. Данный подход гораздо быстрее выработает в ребенке самостоятельность и ответственность за свои действия, чем указания на то, что ребенок «должен».
  6. 2)      Вторая ситуация рассматривает общение преподавателя со студентами. По сравнению с предыдущим пунктом, в такой коммуникации хоть зачастую и присутствует разница в возрасте, но преодолеть барьер такого общения не слишком сложно. В такой коммуникации барьер возникает при некорректном поведении преподавателя: возвышению себя или же показательному принижению студента. Данный барьер можно назвать социальным и избавиться от него возможно лишь общаясь с учащимися наравне и с умеренным уважением. Ведь чаще всего студенты не хотят общаться или идти на контакт в учебном заведении на занятиях только из-за пренебрежительного отношения к себе и указания преподавателя на то, что он «выше их».
  7. 3)      Ситуация три схожа со второй в том, что существует некая близкая по мышлению группа людей, в которой может ослабить коммуникацию только разница в возрасте. И решение для такого барьера будет аналогичное, так как обстановка на рабочем месте иногда напоминает университет: есть некоторый руководитель рабочей группы, он раздает задания своим подначенным, а они их выполняют. И коммуникация в таком сообществе может быть удачной и эффективной, если не будет возникать социального барьера между руководящей и работающей частями группы.
  8. На основе изучения организации пространства Э.Холла, я могу сделать вывод о себе, что чаще всего мне комфортнее находиться на персональном расстоянии от человека, то есть 45-120 см, так как при этом я могу отчетливо слышать человека, не переспрашивая его. Чего нельзя сказать, например о публичном расстоянии, при котором воспринимать мысли человека и то, что он пытается до меня донести становится сложно. Также вряд ли комфортная беседа возможна при интимном расстоянии в 0-45 см. За исключением некоторых ситуаций, такое маленькое расстояние затрудняет жестикуляцию и выражение эмоций, без которых невозможно четко донести свои мысли до собеседника.
  9.  
  10. Практика 4-5
  11.  
  12. Как пример хорошего сообщения информации можно привести отредактированный текст из задания:
  13. «Иван Петрович ждал вас, но нее дождался и ушел в главное здание решать вопрос по поводу оборудования, возможно, японского. Иван Петрович должен вернуться к обеду, но, если он не успеет к 15 часам, то начинайте совещание без него. Также, специально обращаю ваше внимание на то, что всем руководителям среднего звена в удобное время нужно пройти тестирование в 20-й комнате, сделать это можно только до 20 февраля. После нашего разговора советую вам сделать объявление среди руководящего персонала.»
  14. В данной отредактированной версии говорящий использует такие важные приемы, как:
  15. 1)      Структурирование. Текст стал лучше разбит на подтемы и не так резок на переходах между мыслями, что позволяет реципиенту лучше расшифровать информацию.
  16. 2)      Техника типа «забор». Последняя и самая главная мысль текста выделена фразой «специально обращаю ваше внимание», что служит для слушающего человека своеобразным триггером, и информация о тестировании среди персонала точно не останется им незамеченной.
  17. 3)      Указание к дальнейшим действиям. Последнее предложение окончательно закрепляет самую важную информацию текста и служит неким указателем на то, что после кроме сообщения о тестировании была еще важная информация.
  18. Слушатель же благодаря структурированной информации может внимательно с ней ознакомиться и обдумать ее. Благодаря структурности сказанного можно легко задать вопрос по какому-то конкретному непонятному участку текста. То есть «идеальный» слушатель должен руководствоваться следующими приемами:
  19. 1)      Не домысливать о том, о чем не знает на 100%. Переспрашивать для понимания.
  20. 2)      Непривычные слова не заменять на свои собственные.
  21. 3)      Обрабатывать информацию, не основываясь только на своей логике.
  22.  
  23.  

Share with your friends:

Print