SaveText.Ru

  1. Архимандрит Рафаил Карелин.
  2.  
  3. Тема: Цареубийство - эксцесс революции?
  4.  
  5. В июле 1918года, в Екатеринбурге, было совершено гнусное и подлое злодеяние, которое навсегда останется черным пятном в истории человечества – это убийство Императора Николая II и его семьи. Последний православный император был расстрелян теми богоборческими силами, которые за 19веков до того распяли Иисуса Христа. Здесь вопрос стоит не о личностях, а о сатанинском заговоре, который, развиваясь, как раковая опухоль, захватил своими смертоносными щупальцами огромную страну. В подвале ипатьевского дома произошло не только жуткое преступление, но кульминационный акт мистической трагедии, где государь стал одновременно жертвой и победителем, где царственная семья была коронована мученическими венцами.
  6. Некоторые люди, в том числе священнослужители, не могут осознать величие подвига и христианского благородства души императора, принявшего с непоколебимым мужеством, кротостью и покорностью воле Божией, ту чашу страданий и унижений, о которой ему было давно предвозвещено. В сиянии его жертвы открылась черная бездна, в которую влекли цареубийцы несчастный и ослепленный народ.
  7. Мученичество - это подражание и уподобление Христу. Мученик становится причастником страданий Спасителя и пьет огненное питье из Его таинственной чаши: «Чашу, которую Я пью, и вы будете пить». Подвиги мученичества разнообразны. Но в жизни императора Николая, уже ставшей житием, особенно явственно выступают силуэты Голгофы. Это вовсе не сравнение царя Николая с Господом. Даже величайший из святых Иоанн Креститель говорил, что он недостоин развязать ремня обуви Христа. Здесь другое, - промыслительное сходство, которое должно указать на сокровенную глубину мученического подвига царя.
  8. Когда Христос незадолго перед Своими страданиями смотрел с вершины горы на Иерусалим, - священный город, окруженный мощной крепостной стеной, с башнями, подобными утесам, - и храм, казавшимся паломникам золотым цветком, выросшем на уступе горы Морея, то Его глаза наполнились слезами. Он видел Своим божественным взором страшную участь Иерусалима: город, залитый кровью и лежащий в развалинах, как в каменной гробнице; груды мертвых тел на улицах и площадях, покрытых как черным саваном пеплом от пожарищ; одинокий остов сожженного храма и стаи ворон, клюющих трупы на месте Святая Святых. Он плакал о Иерусалиме, который отверг и предал на смерть своего Царя.
  9. Последний император плакал о России, которая поверила врагам Христа, и приготовила себе страшную участь. В Гефсиманскую ночь Господь был оставлен учениками. В февральский день император был оставлен своим народом, и теми, кому доверял и считал друзьями. Толпа в претории Пилата кричала: «Не знаем другого царя, кроме кесаря». Император Николай слышал те же крики: «Мы не знаем другого царя, кроме свободы». Народ избрал, как некогда разбойника Вараву, жестоких кесарей революции. Христос восходил на Голгофу, изнемогая под тяжестью креста.
  10. Император сходил по ступеням ипатьевского дома - к своей Голгофе - держа на руках больного сына. Ступеней было столько - сколько лет его царствования, как бы знак того, что его Голгофа началась со дня коронования. Христос был осужден на смерть как царь Иудейский. Римские воины одели Его в багряную мантию, вложили в руку трость как скипетр, одели на главу венец, и издевались над Ним, как над пленным царем. Христос сказал на суде Пилату: «Царство Мое не от мира сего». Царство, отрекшегося от престола императора, стало царством «не от мира сего». Но богоборцы хотели, чтобы память о нем не осталась в душе народа. Вина Христа была написана на кресте «Царь Иудейский». Вина императора написана на скрижалях истории «Царь Российский». Но истинная вина заключалась в том, что перед лицом смерти он оставался царем христианским.
  11. Участь России была подобна участи Иерусалима. Потоки крови напаяли землю плененной России в течение многих десятилетий. Смерть царя и его семьи была ритуальной жертвой, но мы вовсе не хотим сказать искупительной жертвой, так как единственная Искупительная Жертва это Христос - другой Жертвы не было, нет, и не будет. Но смерть царя была тенью Голгофы. Христос на Кресте молился за своих врагов; император молился за народ, отвергнувший его, и завещал не мстить убийцам.
  12. Цикл истории российских царей начался с Иоанна Грозного и закончился НиколаемII. Начался с того, кто убивал, и кончился тем, кого убили - начался с палача и кончился жертвой.
  13. До сих пор для многих неясен и не разрешен вопрос: была ли казнь царя и его семьи ритуальным убийством, или же эксцессом революции и политической акцией? Этот вопрос имеет ключевое значение для понимания совершившихся событий. Какие силы устроили революцию? Имеет ли она мистическое основание? Вынашивались ли эти планы в оккультных союзах, имевших свой культ и обряды? Действовали ли здесь антихристианские, демонические силы? Или же революция это социальное явление, болезненный переход от одной политико-экономической структуры к другой, который не происходит без поломок и перегибов?
  14. Существует закон криминалистики: чтобы раскрыть преступление, надо определить, кому оно нужно. В советское время учили, что убийство царя носило политический характер и никакого отношения к религии не имело; царя казнили для того, чтобы монархия не была восстановлена, а так как на Екатеринбург наступал чехословацкий корпус, то эта угроза приобретала реальный характер. Поэтому, решение было продиктовано условиями сложившейся ситуации, так сказать, «необходимостью момента». Решение было принято местной властью и спешно приведено в исполнение, а центральное правительство о нем ничего не знало. Получается, что во всем виноват чехословацкий корпус; и если бы не он, то царская семья осталась бы живой и невредимой под заботливой опекой большевиков.
  15. Нас не удивляет заговор лжи, который начался при жизни царя и продолжается после его смерти. Революция, проходящая под лозунгами свободы, превращается в диктатуру власти и монополию лжи. Странно то, что в эту ложь продолжают верить не только современные безбожники и «попутчики» Церкви, но часть священнослужителей.
  16. Первая ложь. Государь, с его семьей были осуждены на смерть вовсе не местной властью, как это было объявлено, а высшей элитой кремлевского правительства тогда, когда не только наступления на Екатеринбург чехословацкого корпуса, а самого корпуса еще не существовало. Кто были эти люди уже достаточно известно, и перечислять имена палачей России не стоит. Их главной задачей было разрушение христианства, и эту цель они осуществляли последовательно и твердо, с необычайной жестокостью. Теперь обнаружены и опубликованы засекреченные и зашифрованные документы о распоряжении убийства царя, посылаемые из Москвы в Екатеринбург.
  17. Вторая ложь в том, что существовала угроза реставрации монархии. Царь был оставлен всеми. Войско изменило ему. Высшее военное командование, кроме нескольких генералов, потребовало отречение царя. Даже последнее обращение императора к армии было от нее скрыто. Значительная часть крестьянства видело в свержении царской власти возможность захватить помещичьи земли, что обещало им революционное правительство, впоследствии разорившее деревню, и превратившее крестьянство в крепостное сословие и безземельный пролетариат.
  18. Белое движение проходило под знаменем республики и демократии. Казачество также отступило от царя, желая самоуправления, наподобие запорожской сечи. Царь, добровольно отрекшись от престола, не мог быть опасным для каких либо политических сил. Надо помнить, что царь не упразднил монархию своим отречением, а передал власть своему брату Михаилу, но тот, оставленный без поддержки войска и народа, не принял короны. Кого могли бояться цареубийцы? Неужели царевича Алексея - ребенка, болевшего неизлечимой болезнью? Кто мог заступиться за царя и его семью, - Антанта или союзная с ней Америка?
  19. Но на политическом пульте этих стран уже лежала рука, которая разрушала Россию. Ни одна страна не предложила политического убежища императору и его семье. Даже английский король, двоюродный брат царя Николая, поспешил заявить, что их приезд в Англию не желателен, хотя царь и не просил об этом. После революции в Германии император Вильгельм был выслан из страны, можно сказать, с почетом. Его никто не судил, хотя он был главным виновником войны, которая привела Германию к поражению. Российский царь, за которым не нашлось ни одного преступления, который добровольно отказался от власти, был подло казнен.
  20.  
  21. Тема: Вопрос-ответ.
  22.  
  23. 1. Вопрос. (25/01/2009] олег спрашивает:
  24.  
  25. Здравствуйте отец Рафаил! Прошу ответить вас на мой вопрос! Сейчас существует такое утверждение, что царь-мученик Николай II искупил грехи русского народа и поэтому является "искупителем". Прошу Вас опровергнуть или подтвердить это мнение, опираясь на учение Православной Церкви, ссылаясь на святых отцов, и, если это возможно, подробно обосновать свои доводы. Если у Вас есть ссылки на авторов, затрагивающих так или иначе эту тему, прошу указать ссылку. Заранее благодарю. Спаси вас Господи!
  26.  
  27. Ответ:
  28. Олег! Начну с примера. Великий святой нашего времени праведный Иоанн Кронштадтский, прославившийся еще при жизни чудесами и исцелениями, которые совершались по его молитвам, был глубоко опечален неправильным отношением к нему некоторых неразумных почитателей (иоаннитов), которые сравнивали его с Христом. Теперь нечто подобное повторяется по отношению к мученику и страстотерпцу Императору Николаю II, любимому и почитаемому православным народом.
  29. Некоторые люди называют святого царя Николая "искупителем". Но у нас один Искупитель – Иисус Христос. Искупление человечества совершилось на Голгофе. Жертва Христа является совершенной и абсолютной. Ее аксиологическое значение безмерно; она могла бы искупить тысячи тысяч таких миров как наша земля. Православное богословие категорически утверждает, что искупить людей не мог ни человек, ни ангел, а только Сын Божий, ставший Сыном Человеческим.
  30. У святых отцов подобный вопрос не поднимался, так как это являлось бы очевидной нелепостью. В наше время происходит деформация православного сознания. Одни богословствующие нигилисты вообще отрицают всякое искупление; другие впадают в противоположную крайность и мученический подвиг приравнивают к искуплению. Оба мнения представляют собой с богословской точки зрения сотериологическую ересь. Кто не признает в Христе Спасителя и Искупителя мира, по сути дела уже отрекается от Христа и христианства. Тот, кто считает, что кроме Христа есть другие искупители – приуменьшают величие Голгофской Жертвы, и также извращают само понятие искупления, как замену собой человечества, что мог совершить только Бог.
  31. Когда говорят, что царь Николай пострадал за грехи народа, то это означает, что грехи людей – от царей и князей до простолюдинов – накопляясь в процессе истории, в какие то периоды воплощаются в катаклизмы и бедствия, в том числе в кровавые революции, возглавляемые безбожными, а часто явно демоническими силами. Жертвой этих темных сил стал Император Николай, который сохранил до смерти любовь к народу, и в том числе к тем, кто были прямо или косвенно виновны в его убийстве.
  32. Царь Николай является молитвенником за людей, но молитвенное ходатайство и искупление – это далеко не одно и тоже. Искупление совершает Искупитель Своими силами; а святой молится Богу о милости к людям – в этом его духовная помощь. Мученический подвиг дает особое дерзновение в молитве, но молитва не превращается в искупление.
  33. Первый мученик Авель стал жертвой своего брата, но своей кровью не искупил никого. Его насильственная смерть была прообразом будущей жертвы Христа Спасителя, но сам он душой сошел в ад, где ожидал времени пришествия Мессии – своего Искупителя. В мистическом плане подвиг Царя Николая, также как и подвиги других святых, является духовной силой, противоборствующей распространению царства зла на земле. Апостол Павел сравнивает святых со звездами, но звезды сами по себе без света солнца не могут осветить мрак космической ночи. Без единственной искупительной Жертвы Христа мир был бы погружен в метафизическую ночь.
  34.  
  35. 2. Вопрос. (13/05/2008] мон. Петр спрашивает:
  36. Христос Воскресе! Дорогой батюшка, благословите! С Пасхой Христовой! Такой вопрос: что Вы думаете и как сами относитесь к новому "догмату" о Царе искупителе? Спаси Господи! Прошу Ваших святых молитв. Воистину Воскресе Христос!!!
  37.  
  38. Ответ:
  39. Воистину Воскрес Христос! Дорогой отец Петр! Я читал, что ангелы негодуют, когда им приписывается божественное достоинство, как творцам вселенной. И думаю, святой мученик и страстотерпец Царь Николай, которого я глубоко почитаю, огорчается, когда ему приписывают миссию искупителя. У нас есть только один Искупитель – Иисус Христос, Который принес совершеннейшую Жертву за грехи людей; ее нельзя дополнить, она по силе и достоинству абсолютна, в нее можно только войти и усвоить ее спасительное значение через Таинства Церкви и жизнь по заповедям Божьим.
  40. Святой Царь Николай пал жертвой сатанинских сил, действовавших через самых преступных и подлых людей, которых когда-либо знала история человечества. Но от этого Царь не стал вторым искупителем; он сам, как человек, нуждался в искуплении. Взаимно прошу ваших святых молитв. Призываю на вас Божие благословение.
  41. 3. Вопрос Натальи (16/01/2010]:
  42. Дорогой архимандрит Рафаил! Мне очень нравятся ваши книги, несмотря на то, что у меня маленький ребенок и читать особо некогда, все равно нахожу время, так как ваша позиция в отношении веры, православия почти полностью совпадает с моей.
  43. Если можно, ответьте мне пожалуйста: не очень понятно ваше отношение к царю Николаю Второму. Где-то я читала, что вы говорите, что один у нас Искупитель - Иисус Христос, а ведь Серафим Саровский говорил иначе (точно не помню, но смысл, что царь страдал именно за Россию)...
  44. И еще. Муж у меня совсем неверующий (крещеный, венчаный брак), считает меня полуумной из-за того что я в церковь хожу. Как мне быть? Молчать или все-таки пытаться ему как-то объяснить? За него молюсь. Спаси вас Господи!
  45.  
  46. Ответ:
  47. Наталия! Я читал, что ангелы негодуют, если им воздают ту же честь, что и Богу. Царь Николай совершил жертвенный подвиг для народа и умер как солдат на своем посту; он мученик и страстотерпец. Много великих мучеников отдали жизнь за веру и свой народ в древние и новые времена, но Церковь никого не назвала искупителем. У нас только один Искупитель – Иисус Христос, который искупил нас от смерти, демона и ада.
  48. Супруга учите своим примером: заботливостью, доброжелательным отношением к людям, порядком в доме и т.д. и продолжайте молиться за него. Помоги вам Господи.
  49.  
  50. 4. Вопрос(01/02/2006] Заза и Виктор спрашивает:
  51. Мир тебе отец Рафаил! Спаси вас Господи за полученный ответ. Мы православные русские народы на Московском Земско-Поместном соборе 21.02.1613г. дали обет Богу на верность династии Романовых,но 1917г. мы его нарушили. И Господь отнял царя.Симфония власти стала нарушатся за долго до 1917 она продолжается и сей час.Но Духовная ее часть которые имеют Благодать от Бога не учит паству о Симфонии власти, не готовит почву для царя Помазанника Божия. Если будет покаяние, то будет прощение как в ветхие времена для иудеев. Отче просим молитв и вразумления. Ради Христа!
  52.  
  53. Ответ:
  54. Заза и Виктор! Я настроен более пессимистично, чем вы, и не вижу в людях покаяния за их личные грехи, а тут еще надо каяться за общие. Люди, скорее, привыкли оправдывать себя. Конечно, надо просить Бога о прощении грехов наших предков, но все-таки это не покаяние – как сознание ими их личных грехов, а только просьба Богу о помиловании. Мне кажется, что мы привыкли подходить к истории в общих категориях, и тем самым упрощать ее. Симфония между Церковью и государством, как я думаю, возможна тогда, когда царь и народ церковные и православные. Вообще мне кажется, что симфония была идеалом, которая кроме нескольких просветов в истории так до конца и не воплотилась в жизнь. Думать, что она может быть реализована при катастрофическом нравственном падении людей – я искренно не могу именно потому, что я глубоко почитаю последнего императора царя Николая II, и не хочу быть ложным монархистом. Если мои слова ошибочны, то я буду только рад, что они ошибочны и возрождение возможно. Помоги вам, Господи.
  55.  
  56. 5. Вопрос Игоря (28/03/2012]:
  57. Отец Рафаил, в одном из ответов на вопросы, была такая фраза: Николай Второй был убит, а первый Царь Иоанн Грозный убивал. Иоанн Грозный казнил преступников, еретиков, врагов Отечества!  Согласно учению Православной Церкви, Правил Апостольских и Святых Вселенских и поместных соборов, ни кто из православных христиан не имеет права осуждать деяния Православного Царя!
  58. Русский народ с уважением и почтением относиться к Местночтимому Московскому Святому Благоверному Царю Иоанну Васильевичу Грозному!
  59. В отличие от некоторых архиереев и прочего населения, которые Нарушили! клятву верности 1613 года, Правила Апостольские и Святых Соборов. Не прислушивающихся к словам Митр.Филарета Московского(Дроздава), Игнатия Брянчанинова, Дмитрия Ростовского, Иоанна Златоустого, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского.... Боже, храни своих! С уваж. Игорь
  60.  
  61. Ответ:
  62. Игорь! Царь должен судить справедливо, и при необходимости может прибегать к крайней мере – казни. Но дело в том, что царь Иоанн Грозный казнил как преступников, так неповинных. Так, например, в Новгороде он потопил в реке тысячи людей, не разбирая, кто виноват и кто прав. Царя за его жестокость обличал святой Митрополит Филипп, за что поплатился жизнью. Святой блаженный Никола Псковский в лицо Иоанну Грозному сказал: «В пост ты мясо не ешь, а кровь человеческую пьешь». Царь не только убивал, но подвергал изощренным пыткам своих жертв. Он мучил и убивал духовных лиц, не считаясь с их священническим саном, а также монахов, монахинь, женщин и детей.
  63. Что касается собора ва я соборавных лиц, не считаясь с их священническим саном.рского монастыря и своего старшего сына - наследника 1613 года, то это был не поместный церковный, а земский собор, поэтому его постановления не вошли в церковную канонику.  Что касается ваших ссылок на вселенские и поместные соборы, то я советую вам самому прочитать их правила, а не доверять пересказам. Помоги вам Господи.
  64.  
  65. 6. Вопрос Павла (29/01/2010] :
  66. Дорогой о.Рафаил, благословите! Спаси Вас, Господи, за все, что Вы делаете для Церкви и людей! Поздравляю Вас с наступающим Рождеством. Сейчас принято представлять Иоанна Грозного в виде кровавого маньяка. Я не могу с этим согласиться. Вовсе не хочу обелять его, я не сторонник канонизации, но считаю, что и очернять его - искажение исторической правды. Иоанн Грозный - царь, помазанник Божий. Как Вы относитесь к этой странице русской истории? Как мне вести себя в разговорах на эту тему? Сердечно Вас благодарю. Прошу Ваших молитв
  67.  
  68. Ответ:
  69. Павел! Если трон царей осенял своими крыльями двуглавый орел, то у подножья трона ползали змеи. Я не разделяю мнение о святости Иоанна Грозного, и в тоже время считаю, что клевета не обошла ни одного государя. Помазание еще не делает человека проводником воли Божией (допущения Божьего – может быть). Помазанником был Саул; помазанники были Петр I и Екатерина II; помазанник был Иоанн Грозный, но это не воспрепятствовало ему жениться 7 раз вопреки всем канонам Церкви. Думаю, что вы не обязаны отвечать на все вопросы, касающиеся истории. Есть поговорка: «Никто столько не лжет, как историки». Это не потому, что они наиболее испорченные люди, а так как сама история из-за ограниченности и разногласия дошедших сведений оставляет наиболее широкий простор для субъективизма из всех гуманитарных наук. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
  70.  
  71. 7. Вопрос Вячеслава (02/09/2005] :
  72. Уважаемый о.Рафаил. Мой товарищ, православный журналист, является приверженцем идеи о том, что Иван Грозный святой. То обстоятельство, что святой Корнилий был убит царем и другие доводы его не убеждают. Он считает, что царь был собирателем земли русской и оболган за борьбу с ересью жидовствующих. Какой точки зрения придерживаетесь Вы на этот счет? Одно из оснований его теории, что обряд пострижения в монахи и тем более в схиму сопровождается изменением имени и очищением всех грехов. Если это так, то когда возникло такое установление? Как подобное сочетается с Символом веры, где мы говорим о том, что "Веруем едино в крещение во оставление грехов"?Спасибо.
  73.  
  74. Ответ:
  75. Уважаемый Вячеслав! Идея о святости Иоанна Грозного я слышу не впервые. Мне кажется, что такая идея могла возникнуть у людей, чье православие затуманено политизацией, национализмом и прагматизмом. Екатерина II также значительно расширила границы государства, неужели она из-за этого стала святой? Что касается пострижения Иоанна Грозного в монахи перед смертью, то надо сказать, что незадолго до этого он велел привести к себе с севера нескольких колдунов-шаманов, чтобы те предсказали ему будущее. А когда те предсказали ему смерть, то приготовился казнить их, если предсказание не исполнится. Умер он не на молитве, как обычно кончают свою жизнь святые, а за игрой в шахматы, и неизвестно, как он был пострижен в монахи – может быть уже в беспамятстве. Постригать в монахи перед смертью, было обычаем того времени, и принявшего постриг вовсе не считали святым. Что касается учения о том, что во время пострига в схиму прощаются все грехи, то, как мне известно, ни одно церковное постановление не говорит об этом. В Правилах Василия Великого сказано, что при монашеском постриге с тех, кто находятся под епитимией, снимается одна треть наказания, а две трети остаются. Значит, постриг приравнивать крещению все-таки нельзя. Это поверье основано на свидетельстве одного подвижника, что он видел, как на принявшего схиму сошла такая же благодать как на крещаемого. Это видение написано в Патерике. Что касается борьбы с ересью жидовствующих, то здесь явный анахронизм: ересь возникла и была уничтожена задолго до Иоанна Грозного. Я считаю Иоанна Грозного сложной личностью, человека с больной психикой, у которого спорадически вспыхивающая религиозность странным образом сочеталась с жестокостью, доходившая до садизма. Я думаю, что говорить о такой святости для православного человека – опасно. Лучше предоставить суд над ним Богу. Почитатели Иоанна Грозного могут последовать совету Пушкина: "Своих царей великих поминают, За их труды, за славу и добро. А за грехи и темные деянья, Спасителя смиренно умоляют".

Share with your friends:

Print