SaveText.Ru

Без имени
  1. Лекция 3
  2.  
  3. На основе приведенной в лекции схеме коммуникативной дуги хотелось бы провести анализ коммуникации между моими одногруппниками во время написания совместного проекта по одному из предметов. В роли Коммуникатора выступал студент А, а в роли Реципиента, соответственно, студент Б. Суть коммуникации была в просьбе студента А к Б сделать некую функцию, которая выполняла бы действия в программе. Задача, казалось бы, не из сложных, но из-за изменений информации и невыполнения некоторый условий построения коммуникации задача так и не была выполнена. На этапе интенции и «смысл информации» у А все было хорошо, и он ясно понимал, что ему нужно попросить у Б. Но на следующем же этапе кодирования начались проблемы: А не знал, как правильно ему преподнести просьбу к Б, не мог подобрать верных слов и описаний, чтобы раскрыть задачу максимально подробно. Самому же А казалось, что его разъяснения максимально подробные и четкие, что только усугубляло недопонимание. Реципиент Б же на этапе декодирования не смог правильно растолковать сказанное А и не понял данную ему просьбу. Также, на результат декодирования повлияла упомянутая в лекции система кодирования у людей. У студентов А и Б в моем примере такая система была абсолютно разной, что еще хуже сказалось на восприятии Б информации от А. Как результат, мы имеем: негативную обстановку в команде, не написанную функцию и обострившееся недопонимание между участниками команды. Все эти последствия были вызваны невыполнением этапов кодирования и декодирования информации должным образом, а также несоответствием мышления участников диалога.
  4. Схема коммуникативной дуги также подразумевает обратную связь. Она разделяется на три варианта и может быть как эффективной, так и неэффективной. Пример неэффективной обратной связи мы можем найти в художественной литературе, а именно в произведении И. Тургенева «Отцы и дети». В X главе происходит спор между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым, который полностью соответствует «Бескультурному варианту» обратной связи. Герои выражают свое отношение к народу, к культурному наследию России и все это абсолютно не структурированно и не сдержанно. Речь спорящих содержит в себе повышение голоса, переходы на личности и «культурным» этот диалог назвать совсем нельзя. Приведенная ситуация ясно показывает неэффективность бескультурного варианта обратной связи, такой способ передачи информации только способствует развитию конфликта с человеком и приведет исключительно к негативным последствиям. Например, в произведении Тургенева герои в итоге вызвали друг друга на дуэль, что вряд ли можно расценить как эффективное решение проблемы. Говоря же об эффективном использовании обратной связи, то в литературе проблематично найти пример с таким исходом. Чаще всего эффективная примеры встречается в реальной жизни, причем следуя варианту 3. Он, как мне кажется, является наиболее уважительным как для первой, так и для второй сторон. Тем более, третий вариант подразумевает под собой спокойное обсуждение проблемы, что также является его достоинством.
  5. Обратную связь также можно выразить человеку посредством техники «Я-сообщения». В личных взаимоотношениях с человеком я нахожу данную технику наиболее эффективной, так как она четко и ясно дает понять собеседнику, что Вас беспокоит, почему и, главное, как это исправить, чтобы продолжить взаимоуважительное общение. Один из самых распространенных примеров, где может быть реализована данная техника – это отношения с более взрослым поколением (родителями, учителями и т.д.), которое, зачастую, не может определить грань в том, что может задеть человека, а что нет. Отсюда возникают конфликты, недопонимания и скрытая обида, хотя «обидчик» даже не понимает, что произошло. В данном случае техника сработает максимально эффективно и не только опишет чувства ребенка для более взрослого человека, но и даст ему полезную информацию на будущее о том, как не следовало бы общаться.
  6.  
  7. Практика 3
  8.  
  9. Как мне кажется, хороший пример контакта можно найти в фильме «Зеленая книга» (реж. Питер Фаррелли) с 00:14:32 по 00:17:42. Поскольку в данном фрагменте Доктор Ширли заинтересован в том, чтобы нанять Тони Валлелонга на работу, он следует всем правилам установления успешного контакта с ним. Разберем фрагмент по пунктам:
  10. 1.      Приветствие
  11. А. Доктор Ширли обращался к своему собеседнику как «мистер Валлелонга», показывая свое уважение к данному человеку, причем продолжал так делать несмотря на неуместные и порой грубые ответы.
  12. Б. В момент входа в помещение Доктор Ширли улыбнулся и развел руки в стороны, тем самым показав свою открытость к диалогу
  13. В. После входа Доктор поздоровался с Тони, что также показывает положительное отношение к собеседнику
  14. 2.      Контакт глаз
  15. На протяжении всего разговора контакт глаз сохранялся как со стороны Тони, так и со стороны Доктора Ширли, хоть у первого данная беседа вызывала некоторое раздражение.
  16. 3.      Сокращение социальной дистанции
  17. Так как беседа проходила в формате собеседования, то сокращение дистанции было бы неуместным и неправильным решением, поэтому Доктор Ширли сел за свое «рабочее место», а Тони (в данном случае кандидат на должность), сел на обычный стул.
  18. 4.      Сказать человеку о его значимости
  19. Ближе к концу фрагмента Ширли говорит, что «слышал о Тони не единожды», то есть в данном случае его кандидатура является наиболее важной для самого Доктора. Таким образов выражается значимость Тони как человека и рабочего.
  20. 5.      Нельзя вести переговоры на ходу
  21. Как было сказано выше, разговор был в формате собеседования, а значит, очевидно, что беседа будет происходить в отведенном месте и в отведенное время.
  22. В конце собеседование оканчивается отказом Тони, но Доктор Ширли при этом сделал все зависящее от него, чтобы его собеседник все-таки согласился на работу. Все пять правил вступления в контакт были выполнены.
  23. Я думаю, что данные критерии успешного контакта являются наиболее правильными и работающими, но я бы хотел их дополнить еще одним, а именно «Однозначностью речи». В современном мире, полном различных двусмысленных фраз и неоднозначных высказываний, на стадии такого важного этапа взаимоотношений как контакт, стоит быть предельно прямолинейным и открытым в своих высказываниях. Если человек говорит с некоторыми намеками, неуместными шутками или же хочет специально показать свое пренебрежение собеседником, думая при этом, что это будет засчитано как плюс, то такое поведение может напрочь отбить желание продолжать разговор. Разговор на стадии контакта должен быть полностью линейным и понятным для обоих, только так можно достигнуть не только расположения человека, но и показать свою открытость к новым этапам в взаимоотношениях.
  24.  
  25.  

Share with your friends:

Print