SaveText.Ru

Государственные
  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  
  8.  
  9.  
  10.  
  11.  
  12.  
  13.  
  14.  
  15.  
  16.  
  17.  
  18.  
  19. Курсовая работа
  20. Тема: Государственные пособия гражданам, имеющим детей.
  21.  
  22.  
  23.  
  24.  
  25.  
  26.  
  27.  
  28.  
  29.  
  30.  
  31. Содержание
  32. Введение
  33. 1. Общие положения о государственных пособиях гражданам, имеющим детей
  34. 1.1. Социальная поддержка граждан, имеющих детей
  35. 1.2. Понятие государственных пособий граждан, имеющих детей
  36. 1.3. Круг лиц, имеющих право на получение государственных пособий гражданам, имеющих детей
  37. 2. Теоретический анализ некоторых видов государственных пособий гражданам, имеющим детей
  38. 2.1. Пособие по беременности и родам
  39. 2.2. Единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
  40. 2.3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
  41. 2.4. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  42. 2.5. Особенности пособий многодетным семьям
  43. Заключение
  44. Список используемых источников
  45.                                        
  46.  
  47.  
  48.  
  49.  
  50.  
  51.  
  52.  
  53.  
  54.  
  55. Введение
  56.  
  57. Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность.
  58. Развитие всех сфер жизни общества затрагивает и законодательство, регулирующее отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей. Проблемы семей, имеющих детей, выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства.
  59. Особое место в общей системе пособий занимает комплекс пособий по социальной защите материнства, отцовства и детства. Это обусловлено теми функциями, которые они занимают в обществе. Наиболее значимыми показателями здоровья общества и его будущего является уровень социальной защиты семьи с детьми.
  60. Вместе с тем социальная защита семей с детьми является объективной потребностью переходного к рыночной экономике периода, т.к. является частью государственной программы социальной защиты населения.
  61. Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей является комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семей с детьми, либо непосредственно детям, лишенных родительской опеки. Однако многообразие социальных выплат, адресованных семьям с детьми, не обеспечивает им социальной защиты на должном уровне.
  62. Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, возникающие при назначении государственных социальных пособий гражданам, имеющим детей.
  63. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также научная и практическая литература, посвященная исследуемым проблемам.  
  64. Цель дипломной работы: рассмотрение теоретических и практических аспектов правового регулирования государственных пособий гражданам, имеющих детей, а также их комплексном анализе в соответствии с законодательством в области социального обеспечения.
  65. Исходя из цели исследования представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач:
  66. - рассмотреть понятие государственных пособий гражданам, имеющих детей;
  67. - дать общую характеристику государственных пособий гражданам, имеющим детей, выделить их виды;
  68. - выделить круг лиц, имеющих право на получение государственных пособий гражданам, имеющих детей;
  69. - рассмотреть некоторые виды государственных пособий гражданам, имеющих детей, охарактеризовать их;
  70. - проанализировать проблемы правоприменительной практики и пути их решения в сфере правового регулирования.
  71. Методы исследования: сравнительный анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по теме исследования.
  72. Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка.
  73.  
  74.  
  75.  
  76.  
  77.  
  78. Глава 1. Общие положения о государственных пособиях гражданам, имеющим детей
  79. 1.1.    Социальная поддержка граждан, имеющих детей
  80.  
  81. Социальное обеспечение есть одно из главнейших мест в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения. Содержание соцобеспечения, его типы, размер все время изменяются и формируются по ходу развития самой системы соцобеспечения (социальных гарантий) в стране.
  82. Среди всех функций соцобеспечения выделяется демографическая, которая, в свою очередь, способствует стимулированию роста количества населения государства, воспроизводству здорового поколения, увеличению продолжительности жизни людей и другое.
  83. Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие. Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.
  84. Пособия - важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков.                            Е.Е. Мачульская определяет социальный риск как «вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства».
  85. Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.
  86. В частности, до этого времени социальное обеспечение в стране предоставлялось как денежные выплаты (например, пенсии, пособия) или услуг в натуральном виде (протезирование), а сам «материнский капитал» невозможно получить деньгами, хотя он выражен в рублях. Если рассматривать государственное пособие сквозь призму отрасли права социального обеспечения, то следует определить, прежде всего, его основное место в системе типов соцобеспечения, то, как он вписывается в сложенную систему социального обеспечения.
  87. При этом нужно исходить из того, что любая отрасль права в основании имеет основополагающие начала, определяющие структуру всей отрасли и содержание ее норм.
  88. Таким образом, пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон от 19 мая 1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Постановление Правительства РФ № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»
  89. Согласно п. 12 Постановления № 865 основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам являются:
  90. - листок нетрудоспособности для женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию;
  91. - медицинская справка установленной формы для женщин, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования .
  92. Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель)                 (п. 15 Постановления № 865). Для назначения и выплаты такого пособия они представляют в учреждение справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности .
  93. Единовременное пособие при рождении ребенка получить имеет право один из родителей либо лицо, его заменяющее (если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка), на каждого родившегося ребенка (в случае рождения двух или более детей).
  94. Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются следующие документы:
  95. - заявление о назначении пособия;
  96. - справка о рождении ребенка, выданная органами загса.
  97. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, на назначение и выплату этого пособия могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
  98. В настоящее время право на пособие имеют (Федеральный закон от 19 мая 1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»):
  99. - граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;
  100. - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  101. - постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;
  102. - временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.
  103. Действие Федерального закона от 19 мая 1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не распространяется на:
  104. - граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  105. - граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав, либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  106. - граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
  107. Таким образом, иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  108.  
  109.  
  110.  
  111.  
  112.  
  113.  
  114.  
  115.  
  116.  
  117.  
  118.  
  119.  
  120.  
  121.  
  122.  
  123.  
  124.  
  125.  
  126.  
  127.  
  128.  
  129. 1.2. Понятие государственных пособий граждан, имеющих детей
  130.  
  131. Законодательство Российской Федерации, связанное с государственной поддержкой семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации и строится на Федеральных законах, а также законах и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  132. Важнейшим направлением государственной поддержки семей с детьми является прямая материальная помощь - система государственных пособий, представляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства .
  133. Данная система государственных пособий гражданам, имеющим детей, регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
  134.      Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,
  135.      Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»,
  136.      Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»,
  137.      иными нормативно-правовыми актами.
  138. В соответствии со статьей 3 ФЗ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливаются следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:
  139. 1.      Пособие по беременности и родам;
  140. 2.      Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  141. 3.      Единовременное пособие при рождении ребенка;
  142. 4.      Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  143. 5.      Пособие на ребенка;
  144. 6.      Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  145. 7.      Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  146. Порядок назначения и выплаты вышеуказанных пособий регламентируются в Минздравсоцразвитии России .
  147. Порядок назначения и выплаты ежемесячных пособий на ребенка устанавливается законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  148. В нашей стране данное пособие было введено одновременно с пособием по временной нетрудоспособности. Но в то же время до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из условий обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Спустя определенное время пособие по беременности и родам стало самостоятельным видом пособия, которое было призвано возмещать утраченный заработок женщине в связи с прекращением ею своей трудовой деятельности по случаю беременности и родов, обеспечивать охрану здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход в первые месяцы после рождения ребенка. Необходимо отметить, что данное пособие могли получить только работающие женщины.
  149. В 2004 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Феде-рации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому ответственность и финансирование социальной поддержки граждан, имеющим детей были переданы регионам, что, естественно, кардинально изменило подходы к порядку назначения, выплаты и размерам ежемесячного пособия на ребенка.
  150. С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных .
  151. Для получения государственных пособий гражданам, имеющим детей, необходимо обратиться в соответствующие организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и необходимыми документами. Данные документы можно предоставить в организацию не только лично, но и посредством почты, и в форме электронных документов.
  152. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
  153. Назначение всех вышеуказанных пособий осуществляется в течении 10 календарных дней со дня обращения за их получением и предоставления всех необходимых документов.
  154. Таким образом, государственные пособия гражданам, имеющим детей, являются одной из форм социальной поддержки семей. Их основной целью является, в первую очередь, улучшение материального благополучия тех, кто только начинает семейную жизнь.
  155. Данная система пособий регулируется законодательством Российской Федерации, связанное с государственной поддержкой семей, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и строится на Федеральных законах, а также законах и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  156.  
  157.  
  158.  
  159.  
  160.  
  161.  
  162.  
  163.  
  164.  
  165.  
  166.  
  167.  
  168. 1.3. Круг лиц, имеющих право на получение государственных пособий гражданам, имеющих детей.
  169.  
  170. Федеральный закон №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяет круг лиц, которые имеют право на получение государственных пособий гражданам, имеющих детей. Так, в соответствии со статьей данного ФЗ, к ним относятся:
  171.      Граждане РФ, которые проживают на территории РФ;
  172.      Граждане Российской Федерации, которые проходят военную службу по контракту, в ОВД, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований РФ;
  173.      Иностранные граждане, лица без гражданства, а также беженцы, которые постоянно проживают на территории РФ;
  174.      Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.
  175. В соответствии с этим же Федеральным законом государственные пособия не назначаются:
  176. 1.      Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  177. 2.      Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенных родительских прав, либо ограниченных в родительских правах;
  178. 3.      Гражданам Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации .
  179. Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  180. Необходимо отметить, что ныне действующее законодательство предусматривает дифференцированный подход к определению размеров отдельных видов пособий в зависимости от того, является ли получатель определенного пособия застрахованным лицом.
  181. В соответствии со 2 статей ФЗ №255-ФЗ к числу застрахованных лиц относятся:
  182. 1.      Лица, работающие по трудовым договорам;
  183. 2.      Государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
  184. 3.      Лица, замещающие государственные должности;
  185. 4.      Члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
  186. 5.      Священнослужители;
  187. 6.      Лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду .
  188. Необходимо отметить, что такие категории граждан, как адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены семейных общин коренных жителей Севера подлежат обязательному социальном страхованию в связи с материнством, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы .
  189. Размеры детских пособий для застрахованных лиц определяются исходя из среднего заработка застрахованного лица аналогично как при пособии по временной нетрудоспособности.
  190. Застрахованным лицам, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы, средний заработок, исходя их которого будут исчисляться пособия по беременности иродам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается разным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
  191. В случае, если к заработанной плате установлены районные коэффициенты, то размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, устанавливаются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении данных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
  192. Таким образом, законодательством установлен определенный круг лиц, который имеет право на получение государственных пособий гражданам, имеющим детей. В целях получения данных пособий данные категории граждан обращаются в организации, назначающие данные пособия, и предъявляют для этого заявление и необходимые документы.
  193.  
  194.  
  195.  
  196.  
  197.  
  198.  
  199. Выводы
  200. Социальное обеспечение является одним из наиболее важных факторов в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения.
  201. Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие. Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.
  202. Пособия - важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е.Е. Мачульская определяет социальный риск как «вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства».
  203. В свою очередь российское законодательство предусматривает следующие виды пособий:
  204. 1.      Пособие по беременности и родам;
  205. 2.      Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  206. 3.      Единовременное пособие при рождении ребенка;
  207. 4.      Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  208. 5.      Пособие на ребенка;
  209. 6.      Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  210. 7.      Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  211. 8.      Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  212. Государственные пособия гражданам, имеющим детей, являются одной из форм социальной поддержки семей, целью которых является, в первую очередь, улучшение материального благополучия тех, кто только начинает семейную жизнь. Данная система пособий регулируется законодательством Российской Федерации, связанное с государственной поддержкой семей, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и строится на Федеральных законах, а также законах и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  213.  
  214.  
  215.  
  216.  
  217.  
  218.  
  219.  
  220.  
  221.  
  222.  
  223.  
  224.  
  225.  
  226.  
  227.  
  228.  
  229. Глава 2. Теоретический анализ некоторых видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
  230. 2.1. Пособие по беременности и родам.
  231.      
  232. Во время беременности и в первое время после родов государство оказывает мате риальную поддержку матерям в виде пособия по беременности и родам. Этот вид социальной гарантии предоставляется работающим (трудоустроенным) женщинам на время отпуска по беременности и родам в гарантированном минимальном размере, кратном величине минимального размера оплаты труда. Различным категориям безработных данное пособие выплачивается в фиксированных суммах .
  233. Правом на назначение данного пособия в соответствии со статьей 6 ФЗ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» обладают:
  234. - работающие;
  235. - безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными);
  236. - обучающиеся по очной форме обучения;
  237. - проходящие военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах;
  238. - усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям.
  239. С 1 января 2019 года МРОТ повышен до 11 280 рублей.  Минимальные размеры выплат пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком напрямую зависят утвержденного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда. В связи с этим произошли изменения в расчете некоторых «детских» пособий.
  240. С 1 января 2019 года увеличились размеры выплачиваемых «детских» пособий, а именно :
  241. 1.      пособия за постановку на учет в ранние сроки беременности;
  242. 2.      единовременного пособия при рождении ребенка;
  243. 3.      ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  244. 4.      пособия по беременности и родам.
  245. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный листок. Другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия. В случае утери больничного листка пособие может быть выдано по его дубликату.
  246. При предоставлении отпуска по беременности и родам в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе. При этом пособие выдается за время отпуска по беременности и родам со дня вынесения решения о восстановлении на работе.
  247. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).
  248. Поддержка молодых семей остается одной из наиболее приоритетных программ правительства. Это значит, что в 2019 году пособие «по беременности и родам» не только не отменили, но и повысили.                                                
  249. Пособие по беременности и родам, в общем случае, нужно считать из среднего заработка за расчетный период, то есть за два года, предшествующих началу болезни, декрета или отпуска года (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работница уходит в декрет в 2019 году, то расчетным периодом станут 2017 и 2018 годы. Максимальный размер пособия по беременности и родам, которое работница может получить, ограничен максимальной величиной среднего дневного заработка. В 2019 году он составляет 2150,684931 руб.
  250. В 2019 году увеличены практически все виды пособий поддержке молодой семьи. Согласно данным, которые официально подтвердили в фонде социального страхования, на 2019 год установлены такие пороги по данному виду выплат (при обычных родах и отпуске длительностью 140 дней) :
  251.  
  252. Таблица 1. - Пороги выплат пособий поддержки молодых семей в 2019 году
  253. Пособие (140 дней) «по беременности и родам»   До 31 декабря 2018 года    С 1 января 2019 года
  254. Минимальный  51 380 руб.  51 919 руб.
  255. Максимальный        282 000 руб. 301 000 руб.
  256.  
  257. В случае преждевременных родов до 30-й недели маме полагается 156 дней отпуска и выплата в размере:
  258.  
  259. Таблица 2 - Размеры пособий в 2019 году
  260. Пособие (156 дней) «по беременности и родам»   До 31 декабря 2018 года    С 1 января 2019 года
  261. Минимальный  57 252 руб.  57 852,6 руб.
  262. Максимальный        314 778,36 руб.      335 507, 64 руб.
  263.  
  264. Для женщин, у которых появятся сразу 2 или более малышей, положен отпуск до 194 дней, а пособие «по беременности и родам» составит:
  265.  
  266. Таблица 3 - Размеры пособия по беременности и родам в 2019 году
  267. Пособие (194 дня) «по беременности и родам»     До 31 декабря 2018 года    С 1 января 2019 год
  268. Минимальный  71 198 руб.  71 944,9 руб.
  269. Максимальный        391 455,14 руб.      417 233,86 руб.
  270.  
  271. Для женщин, заработок которых был ниже установленного уровня МРОТ, а также неработающих молодых мам, размер пособия будет рассчитываться исходя из размера оплаты труда, который с 01.01.2019 года незначительно вырос и составляет 11 280 рублей.
  272. При обращении за выплатой пособия важно не пропустить срок подачи документов - шесть месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. После того, как женщина предоставит пакет необходимых документов, страхователь в течение десяти календарных дней назначает ей пособие. Если пособие по беременности и родам платит работодатель, то оно выдается вместе с ближайшей зарплатой. Если же пособием обеспечивают органы соцзащиты, то выплата осуществляется почтой либо через банк не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема документов. Соблюсти сроки назначения и выплаты пособия по беременности и родам поможет производственный календарь.
  273. Пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из среднего заработка и не зависит от стажа сотрудницы. Для расчета пособия используется следующая формула: доходы за 2 календарных года, предшествующих году наступления декрета, необходимо поделить на количество дней в этом периоде и умножить на количество дней декрета .
  274. Таким образом, пособие по беременности и родам представляет собой вид социальной гарантии предоставляется работающим (трудоустроенным) женщинам на время отпуска по беременности и родам в гарантированном минимальном размере, кратном величине минимального размера оплаты труда.
  275.      
  276. 2.2. Единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
  277.  
  278. Единовременное пособие при рождении ребенка – один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, в виде денежной суммы, выплачиваемой при рождении ребенка и предоставляемая одному из родителей.
  279. При рождении или усыновлении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. В случае, когда ребенок родился мертвым, пособие не положено.
  280. На каждого рожденного ребенка в России предоставляется единовременное пособие, за которым может обратиться один из родителей либо опекун. Сумма пособия одинакова для всех граждан, вне зависимости от трудоустройства и очередности появления детей — сейчас она составляет 16759,09 рублей, а с 1 февраля 2019 года увеличилась на величину фактической инфляции за 2018 год (4,3%). В регионах, где применяется районных коэффициент (РК), размер выплаты умножается на РК, т.е. выплачивается в более высоком размере .
  281. Оформить выплату можно в течение 6-ти месяцев со дня рождения ребенка. Для этого вместе с заявлением и требуемыми документами нужно обратиться:
  282. 1.      По месту работы — если родители ребенка (или один из них) работает. В этом случае средства будут предоставляться Фондом социального страхования (ФСС).
  283. 2.      В отдел социальной защиты населения (ОСЗН) — если ни один из родителей не трудоустроен официально. Выплаты будут осуществляться за счет федерального бюджета.
  284. Размер разового пособия при рождении ребенка повышается каждое 1 февраля на итоговый уровень инфляции за предыдущий год. Согласно данным Росстата индекс потребительских цен на конец 2018 года составил 4,3% (то есть будет применяться коэффициент индексации 1,043).
  285. В 2019 году величина пособия при рождении ребенка составит:
  286. - до 1 февраля 2019 года — 16759,09 рублей;
  287. - с 1 февраля 2019 года — 17479,73 рублей.
  288. В субъектах РФ, где к заработной плате применяются районные коэффициенты, размер пособия будет определяться с учетом этих коэффициентов.
  289. Единовременная выплата будет назначена и предоставлена:
  290. 1.      по месту работы — не позже 10-ти дней после регистрации заявления;
  291. 2.      через Соцзащиту — пособие будет назначено в течение 10-ти дней, сами средства будут выплачены не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
  292. Вместе с заявлением о назначении пособия необходимо предоставить следующие документы:
  293. 1.      Справку о рождении ребенка по форме 24, полученную в ЗАГСе.
  294. 2.      Для усыновителей, опекунов или приемных родителей: копию решения суда об усыновлении; выписку из решения об установлении опеки; копию договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
  295. 3.      Паспорт заявителя.
  296. 4.      Если родители состоят в браке, требуется предоставить справку с места работы, службы (территориального органа социальной защиты) о том, что пособие не назначалось второму родителю.
  297. 5.      Если брак расторгнут, то родитель, с которым проживает ребенок, вместо справки должен принести свидетельство о расторжении брака и документ, подтверждающий проживание с ребенком.
  298. 6.      Одиноким матерям необходимо предоставить справку из ЗАГСа о внесении сведений об отце со слов матери.
  299. 7.      При обращении за пособием в Соцзащиту нужно принести трудовую книжку, военный билет или иной документ, содержащий сведения о последнем месте работы.
  300. 8.      В случае отсутствия таких документов в заявлении необходимо указать, что заявитель нигде не работал по трудовому договору, не ведет предпринимательскую, адвокатскую или нотариальную деятельность, а также не относится к категориям физических лиц, деятельность которых подлежит государственной регистрации или лицензированию.
  301. Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка .
  302. Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью составляет 8 000 рублей без учета индексации.
  303. В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка, без учета индексации.
  304. С 1 февраля 2019 года единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 17 479 рублей 73 копеек.
  305. В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 133 559 рублей 36 копеек.
  306. Семья, принимающая ребенка на воспитание, может рассчитывать на помощь от государства. В некоторых случаях предусмотрена только единовременная выплата, в других — ежемесячные пособия на содержание ребенка.
  307. В соответствии со статьей 12.1 ФЗ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» правом на получение данного пособия обладает один из усыновителей, опекунов, приемных родителей в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций.
  308. Независимо от формы передачи ребенка в семью, законом установлено несколько общих правил:
  309. 1.      Лица, желающие оформить опеку любого вида над ребенком, проверяются на предмет наличия у них соответствующих условий.
  310. 2.      У детей, которым уже исполнилось 10 лет, спрашивают согласие на передачу в семью.
  311. 3.      Условия проживания, отношения с новыми родителями или опекунами контролируются органами опеки.
  312. 4.      Братьев и сестер, согласно закону, предпочитают передавать в одну семью.
  313. Сумма единовременного пособия выплачивается органами соцзащиты населения по факту передачи ребенка в семью. Она зависит от базового показателя, установленного федеральным законодательством еще в 2007 году и подлежащего ежегодной индексации.
  314. Необходимые для оформления документы:
  315. 1.      заявление по установленной форме;
  316. 2.      документ, удостоверяющий личность (копия или оригинал, лучше захватить то и другое);
  317. 3.      справка с места работы супруга, если он есть, что пособие ему не выдавалось. Если партнер усыновителя временно не работает, требуется соответствующая выписка из районного УСЗН;
  318. 4.      документ, подтверждающий законность передачи ребенка на воспитание в семью (договор с органами опеки или вступившее в силу решение суда);
  319. 5.      при установлении опеки или передаче в приемную семью нужны документы, подтверждающие смерть биологических родителей ребенка или невозможность выполнения ими своих обязанностей.
  320. Единовременное пособие выплачивается по месту прописки родителей и принятых ими на воспитание детей путем безналичного перечисления денег на расчетный счет заявителя или по почте :
  321. 1.      Со дня подачи пакета документов до момента принятия решения должно пройти не более 10 дней. После этого либо пособие начисляется, либо пакет документов возвращается заявителю.
  322. 2.      При необходимости детальной проверки срок принятия решения может затянуться до 30 дней.
  323. Таким образом, единовременное пособие при рождении ребенка представляет собой один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, в виде денежной суммы, выплачиваемой при рождении ребенка и предоставляемая одному из родителей. На каждого рожденного ребенка в России предоставляется единовременное пособие, за которым может обратиться один из родителей либо опекун. Сумма пособия одинакова для всех граждан, вне зависимости от трудоустройства и очередности появления детей.
  324.  
  325. 2.3.    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
  326.  
  327. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком – это один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, представляющий собой денежную выплату в период отпуска по уходу за ребенком.
  328. Важным аспектом является то обстоятельство, что отпуск по уходу за ребенком предоставляется до достижения ребенком трех лет, но данное пособие выплачивается до полутора лет, а в период с полутора лет до трех выплачивается не пособие, а ежемесячная компенсация в размере 50 рублей.
  329. В отличие от пособия по беременности и родам, которое выплачивается только матери ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет могут получать и иные родственники ребенка, фактически осуществляющие уход за ребенком.
  330. В соответствии со статьей 13 ФЗ №81-ФЗ правом на ежемесячное пособие по уходу за ребенком обладают:
  331. - работающие матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком;
  332. - матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в ОВД, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  333. - матери либо отцы, другие родственники, опекуны, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком;
  334. - уволенные в связи с ликвидацией организации: матери - в период беременности либо отпуска по беременности и родам, другие родственники – в период отпуска по уходу за ребенком;
  335. - родственники ребенка, фактически осуществляющие уход за ним, но не подлежащие обязательному социальному страхованию;
  336. - обучающиеся по очной форме обучения;
  337. - родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком, в случае, если родители умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, либо по определенным обстоятельствам не могут воспитывать ребенка самостоятельно.
  338. Законодательством, а именно статьей 14 ФЗ №81-ФЗ, определена продолжительность выплаты пособия по уходу за ребенком. Так, например, родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком, в случае, если родители умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, либо по определенным обстоятельствам не могут воспитывать ребенка самостоятельно, будут получать данное пособия со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения до достижения ребенком возраста полутора лет.
  339. Для получения пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году понадобятся:
  340. 1.      заявление в свободной форме;
  341. 2.      свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, а также предыдущих детей, и копии этих документов;
  342. 3.      справка с места работы о том, что второй родитель не получает данное пособие;
  343. 4.      при необходимости – справка от прежнего работодателя о сумме заработной платы для исчисления пособия (понадобится, если в течение двух предыдущих лет претендент на пособие менял работу).  
  344. Если работник является совместителем, дополнительно необходимо представить справку о том, что по другим местам работы пособие не назначалось.
  345. По общему правилу, размер пособия по уходу за ребенком составляет 40 % от среднего заработка. В некоторых случаях выплата производится в фиксированной сумме.
  346. С 1 февраля 2019 года минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составляет 3 277 рублей 45 копеек, за вторым и последующими детьми –  6 554 рубля 89 копеек, с 1 января 2019 года максимальный размер пособия по уходу  – 26 152 рубля 27 копеек. Право на пособие в указанном размере имеют:
  347. •     матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организации;
  348. •     матери, отцы, опекуны, обучающиеся по очной форме;
  349. •     родственники, ухаживающие за ребенком в случае лишения матери и (или) отца родительских прав.
  350. Обратиться за пособием по уходу за ребенком в 2019 году можно не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
  351. Обратите внимание: независимо от даты подачи заявления пособие в 2019 году будет выплачиваться за весь период со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет.
  352. Пособие назначается в течение десяти календарных дней со дня предоставления необходимых документов. Если пособие выплачивает работодатель, выплата будет приурочена ко дню выдачи заработной платы.
  353. Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком – это один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, представляющий собой денежную выплату в период отпуска по уходу за ребенком.
  354. В отличие от пособия по беременности и родам пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет могут получать и иные родственники ребенка, фактически осуществляющие уход за ребенком.
  355. 2.4. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  356.      
  357. С целью обеспечения дополнительной социальной поддержки семей призывников и военнослужащих по призыву при наличии у них беременной жены или ребенка до 3 лет устанавливаются следующие виды пособий:
  358. - единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  359. - ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  360. Выплата данных пособий осуществляется по месту жительства органами социальной защиты и финансируется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых субъектам РФ. Размер выплат устанавливается на каждый год в виде фиксированной суммы.
  361. Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Указанное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Беременной жене курсанта военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования указанное пособие не предоставляется.
  362. Размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, составляет 14 000 рублей без учета индексации.
  363. С 1 февраля 2019 года единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 27 680 рублей 97 копеек.
  364.  
  365. Таблица 4 - Индексация единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  366. Дата, с которой производится индексация размеров пособия       Основание      Коэффициент индексации     Размер пособия (в рублях)
  367. 01.02.2019      Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 № 32       1,043
  368.         27 680,97
  369. 01.02.2018      Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74       1,025   26 539,76
  370.  
  371. В этом случае необходимо отметить, что срок беременности должен быть подтвержден соответствующей справкой из женской консультации или иной медицинской организации, где она состоит на учете.
  372. В случае, если место жительство беременной жены приходится на местность, в отношении которой применим районный коэффициент к заработной плате, то размер пособия будет исчисляться кратно его величине.
  373. Порядок предоставления и необходимые для этого документы устанавливаются Приказом Минздравсоцразвития России № 1012н. В соответствии с пунктом 66 главы 7 данного приказа перечень документов представляются следующим образом :
  374. - заявление о назначении пособия;
  375. - копия свидетельства о заключении брака;
  376. - справка из женской консультации;
  377. - справка из воинской части о прохождении мужем военной службы по призыву (с указанием срока службы); после окончания военной службы по призыву - из военного комиссариата по месту призыва.
  378. Также важным нюансом является то, что право на выплату по случаю беременности у женщины утрачивается по прошествии шести месяцев со дня окончания ее мужем срочной военной службы.
  379. Сроки назначения данного пособия: не позднее 10 календарных дней после надлежащего оформления с регистрацией заявления и приема всех нужных документов, и получения: не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.
  380. Перейдем к рассмотрению ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на его получение также регламентируется ФЗ №81-ФЗ. В нем определен следующий круг лиц:
  381. - мать ребенка;
  382. - опекун либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.
  383. В случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется одновременно несколькими лицами из вышеперечисленных, право на получение указанного пособия предоставляется одному из указанных лиц.
  384. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные Законом № 81-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации.
  385. Матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования указанное пособие не предоставляется.
  386. Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, составляет 6 000 рублей на каждого ребенка без учета индексации.
  387. С 1 февраля 2019 года ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 11 863 рублей 27 копеек.
  388.  
  389. Таблица 5 - Индексация ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
  390. Дата, с которой производится индексация размеров пособия       Основание      Коэффициент индексации     Размер пособия (в рублях)
  391. 01.02.2019      Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 № 32       1,043   11 863,27
  392. 01.02.2018      Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74       1,025   11 374,18
  393. В случае, если место жительство беременной жены приходится на местность, в отношении которой применим районный коэффициент к заработной плате, то размер пособия будет исчисляться кратно его величине.
  394. Статьей 12.6 вышеуказанного закона устанавливаются сроки выплаты данного пособия. Согласно им, матери ребенка пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву по достижении возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву, лицам, фактически осуществляемым уход за ребенком пособие выплачивается со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву и прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.
  395. Также важным нюансом является то, что право на выплату пособия утрачивается по прошествии шести месяцев со дня окончания срочной военной службы.
  396. Для оформления пособия заявителю необходимо предоставить в службу соцзащиты населения следующие документы:
  397. Для назначения ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, представляются :
  398. - заявление о назначении пособия;
  399. - свидетельство о рождении ребенка;
  400. - справка из воинской части о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву (с указанием срока службы); после окончания военной службы по призыву - из военного комиссариата по месту призыва;
  401. - в случае наличия соответствующих оснований - копия свидетельства о смерти матери, выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки, копия вступившего в силу решения суда, копия заключения медицинской организации.
  402. Сроки назначения данного пособия: не позднее 10 календарных дней после надлежащего оформления с регистрацией заявления и приема всех нужных документов, и получения: не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.
  403. Таким образом, с целью обеспечения дополнительной социальной поддержки семей призывников и военнослужащих по призыву при наличии у них беременной жены или ребенка до 3 лет устанавливаются следующие виды пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  404. Выплата данных пособий осуществляется по месту жительства органами социальной защиты и финансируется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых субъектам РФ.
  405.  
  406. 2.5. Особенности пособий многодетным семьям
  407.      
  408. В России многодетной признается семья, в которой родились и воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, — 18 лет
  409. В составе многодетной семьи не учитываются умершие дети, дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а также дети из приемных семей.
  410. Многодетная семья, получая поддержку для многодетных семей, сохраняет право на получение социальных выплат на каждого ребенка при рождении или усыновлении, а также на выплаты, которые полагаются усыновителям, опекунам и приемным родителям.
  411. Социальная помощь населению направлена на поддержание демографического показателя страны и играет важную роль в воспитании. Выплаты многодетным семьям – мера социальной помощи, которая контролируется органами государства и регулярно модифицируется .
  412. Государство закрепляет за многодетными семьями множество льгот, пособий и выплат. Но возможности для лиц получить социальную помощь и поддержку должны быть документально закреплены.
  413. Если семья является многодетной, то им положено получать все или некоторые из следующих видов выплат и пособий:
  414.      единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) одновременно троих и более детей;
  415.      ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям, имеющим троих и более детей;
  416.      ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям, имеющим троих и более детей;
  417.      ежемесячную компенсационную выплату за пользование телефоном семьям, имеющим троих и более детей;
  418.      ежемесячную компенсационную выплату на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет;
  419.      ежегодную компенсационную выплату на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения.
  420. Нормативная база, регулирующая права получения статуса многодетной семьи, выплат и пособий, состоит из:
  421.      Федерального Закона № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  422.      Указа Президента России № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;
  423.      ФЗ от 29.12.2006 № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
  424. На уровне субъектов могут применяться свои законодательные документы, регулирующие данный вопрос. Например, в городе Москва есть закон «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве». Его нормы могут быть применены только к тем, кто проживают в Москве и пользуются льготами на ее территории.
  425. Иногда за семьей с большим количеством малышей закрепляется положение малоимущей. Тогда льгот от государства можно получить намного больше.
  426. Статус многодетной семьи определяет и утверждает каждый отдельный регион страны. Зависит это от его особенностей и культуры. В большинстве городов России он присваивается лицам, которые воспитывают трех и больше несовершеннолетних. Но действует такое правило не везде – в основном оно применяется в регионах, где отмечается отрицательный прирост населения.
  427. В городах и регионах с положительным ростом рождаемости такой статус присваивается гражданам, которые воспитывают 4-х несовершеннолетних. Поэтому для того чтобы получить удостоверение, нужно:
  428.      содержать 3-х или 4-х несовершеннолетних (влияет регион);
  429.      пойти в администрацию и получить документ.
  430. Основным нормативно-правовым актом, устанавливающий статус многодетной семьи федерального значения, является Указ Президента от 25 февраля 23 года № 431. На региональных уровнях его устанавливают региональные власти.
  431. Прежде чем собирать документы, нужно обратиться в администрацию города и узнать, какие условия получения статуса действуют на территории. В случае возникновения вопросов можно проконсультироваться по сбору бумаг. Для оформления статуса включаются не только общие родные дети, но и усыновленные или удочеренные, пасынки и падчерицы.
  432. Если в брак вступают два лица, имеющие по двое детей, то при регистрации брака и проведении процедуры усыновления их семья будет считаться многодетной. Для сохранения этого статуса при разводе необходимо, чтобы у одной из сторон на воспитании остались трое или более детей.
  433. Семья, воспитывающая более трех детей и имеющая соответствующий статус, вправе получать все виды помощи социального назначения, согласно ФЗ-81 от 19 мая 1995 года. Они закрепляются не только за многодетными родителями, но и за лицами, у которых появился первенец.
  434. Пособия:
  435.      денежная помощь за постановку на учет в начале беременности;
  436.      разовая помощь за появление малыша;
  437.      выплаты раз в 30 дней на уход за ребенком до 1,5 лет.
  438. Помощь, которая выдается каждый месяц на уход за малышом, не достигшим 1,5 лет, с увеличением числа появившихся в семье детей также повышается. Законом установлены рамки минимальных выплат:
  439.      на первенца – 3 277,45 р.;
  440.      на уход за вторым и следующими детьми – 6 554,89 р.
  441. Размеры иной помощи:
  442.      за постановку на учет на первых триместрах – 649, 84 р.;
  443.      однократная помощь при появлении малыша на свет – 16 759, 09 р.
  444. В районах России, где установлен районный коэффициент к зарплате, эти пособия должны быть больше, так как будут увеличены и на этот коэффициент.
  445. Важно, если у женщины несколько детей до 1,5 лет одновременно, то суммы выплат складываются и подлежат оплате. Общая сумма не может быть больше 100% от среднего заработка за 1 месяц да 2 предыдущих года. Когда рождается двойня, единовременная оплата при появлении на свет будет увеличена вдвое.
  446. Также полагается:
  447.      единовременная денежная поддержка при подготовке к школе (для первоклассника и учащихся 2-11 классов);
  448.      компенсация для увеличения уровня жизни – 1 200 р. в случае, когда в семье меньше 5-ти детей (если больше, то она составляет 1 500 р. ежемесячно);
  449.      ежемесячная компенсация на покупку детских товаров – 1 800 р. (когда у лиц 5 детей).
  450. Одной из главных выплат семьям, имеющим нескольких детей, является материнский капитал в 453 026 рублей. Он выдается родителям, у которых родился или был усыновлен второй ребенок и последующие. Его можно потратить на:
  451.      образование детей;
  452.      расширение жилья;
  453.      приобретение объекта недвижимости (с добавкой собственных средств);
  454.      помощь в содержании ребенка, который имеет инвалидность;
  455.      пенсию матери.
  456. Средства по материнскому капиталу подлежат переводу на банковскую карту получателей. Запрещается выдавать их наличными на руки гражданам. Потратить эту выплату разрешено только по достижении ребенком, появление которого стало основанием получения средств, 3-х лет. Исключением является трата денег на улучшение жилья, помощь в реабилитации и содержании инвалида.
  457. В настоящее время в большинстве регионов семья признается «многодетной», если в ней содержится не менее трех несовершеннолетних детей (есть дополнительное условие):
  458.      родных;
  459.      приемных;
  460.      усыновленных.
  461. Статус семья сохраняет до достижения старшим ребенком 24-летнего возраста, в случае, если он находится: в рядах вооруженных сил (срочная служба); на обучении (очно).
  462. Для того чтобы выплаты начались, семье необходимо оформить документы, подтверждающие их права. Выплаты многодетным семьям в  2019 году начисляются на основании, в том числе, удостоверения. Образец его разрабатывается регионами. Но порядок получения не сильно отличается. Для закрепления статуса нужно обратиться в местное отделение социальной поддержки населения.
  463. При себе следует иметь такие документы (оригиналы и копии) как:
  464.      паспорта родителей, в том числе копию страницы прописки;
  465.      свидетельства деток о рождении;
  466.      справки для детей, доказывающие факт их регистрации в регионе;
  467.      данные об установлении отцовства (при наличии);
  468.      для молодых людей, перешагнувших 16-летний порог, необходима справка из учебного заведения;
  469.      когда в семье воспитываются дети от предыдущих браков, то дополнительно предоставляются свидетельства:
  470. •     о браке;
  471. •     о разводе;
  472. •     о смерти одного из родителей;
  473. •     решение суда о признании безвестно отсутствующим;
  474. •     о лишении родительских прав;
  475. •     фотографии обоих родителей 3×4.
  476. Опекуны предоставляют решение об установлении опеки (попечительства). Могут потребоваться и иные документы, список которых утверждается региональными властями. Полный список документов следует узнавать в местной администрации.
  477. Данный документ подтверждает право семейства на ряд льгот, установленных региональными властями. Действует он, как правило, один год. Дата окончания срока его полномочий указана в самом документе. После ее наступления нужно пройти процедуру оформления заново.
  478. Таким образом, государство закрепляет за многодетными семьями множество льгот, пособий и выплат. Нормативная база, регулирующая права многодетных семей, помимо федеральных законов включает в себя также законодательные акты, принимаемые на уровне субъектов. Основным нормативно-правовым актом, устанавливающий статус многодетной семьи федерального значения, является Указ Президента России № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
  479.  
  480.  
  481.  
  482.  
  483.  
  484.  
  485.  
  486.  
  487.  
  488.  
  489.  
  490.  
  491.  
  492.  
  493.  
  494.  
  495.  
  496.  
  497.  
  498.  
  499.  
  500.  
  501.  
  502.  
  503.  
  504.  
  505.  
  506. Выводы
  507. В ходе проведения теоретического анализа некоторых видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, нами были рассмотрены следующие их виды:
  508.      пособие по беременности и родам - вид социальной гарантии предоставляется работающим (трудоустроенным) женщинам на время отпуска по беременности и родам в гарантированном минимальном размере, кратном величине минимального размера оплаты труда;
  509.      единовременное пособие при рождении ребенка - вид государственных пособий гражданам, имеющим детей, в виде денежной суммы, выплачиваемой при рождении ребенка и предоставляемая одному из родителей. На каждого рожденного ребенка в России предоставляется единовременное пособие, за которым может обратиться один из родителей либо опекун. Сумма пособия одинакова для всех граждан, вне зависимости от трудоустройства и очередности появления детей.
  510.      ежемесячное пособие по уходу за ребенком - видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, представляющий собой денежную выплату в период отпуска по уходу за ребенком;
  511. В отличие от пособия по беременности и родам пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет могут получать и иные родственники ребенка, фактически осуществляющие уход за ребенком.
  512.      единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  513.      ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  514. Выплата данных пособий осуществляется по месту жительства органами социальной защиты и финансируется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых субъектам РФ.
  515. Необходимо отметить, что государство также закрепляет за многодетными семьями множество льгот, пособий и выплат. Нормативная база, регулирующая права многодетных семей, помимо федеральных законов включает в себя также законодательные акты, принимаемые на уровне субъектов. Статус многодетной семьи определяет и утверждает каждый отдельный регион страны. Зависит это от его особенностей и культуры. В большинстве городов России он присваивается лицам, которые воспитывают трех и больше несовершеннолетних.
  516.  
  517.  
  518.  
  519.  
  520.  
  521.  
  522.  
  523.  
  524.  
  525.  
  526.  
  527.  
  528.  
  529.  
  530.  
  531.  
  532.  
  533.  
  534.  
  535.  
  536.  
  537.  
  538.  
  539.  
  540. Заключение
  541.  
  542. Таким образом, государственные пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваются родителям, или иным лицам, фактически осуществляемым уход за ребенком, в связи с рождением и воспитанием детей, в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.
  543. Система государственных пособий гражданам, имеющим детей, регламентируется ФЗ Российской Федерации от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и иными нормативно-правовыми актами.
  544. Законодательством выделяются следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:
  545. - пособие по беременности и родам;
  546. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  547. - единовременное пособие при рождении ребенка;
  548. - ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  549. - пособие на ребенка;
  550. - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  551. - единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  552. - ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  553. Теоретический анализ некоторых государственных пособий гражданам, имеющим детей, показал, что государство ежегодно старается повысить размер каждого из пособий. Это, в первую очередь, связано с тем, что политика на сегодняшний день направлена на повышение рождаемости.
  554. Проанализировав определенное количество нормативно-правовых актов, в конечном итоге, мы пришли к выводу, что государство всячески пытается стимулировать население страны на рождение и воспитание детей, но, к сожалению, те пособия, которые выплачиваются сейчас у нас в стране ничтожно малы и не могут обеспечить должного существования семьям с детьми. Если мы обратимся к временам не так давно существовавшего СССР, то вспомним, что воспитание детей всегда возлагалось на матерей, сейчас же в нашем современном государстве мы все чаще наблюдаем тот факт, что в отпуске по уходу за ребенком находится отец, а это, прежде всего, связано с тем, что доход матери в несколько раз выше и это дает возможность еще немного увеличить размер пособия.
  555. Также для решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющим детей, можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию данной системы социальной защиты семьи. К таким рекомендациям можно отнести:
  556. - обеспечение необходимых условий для повышения качества жизни семей, имеющим детей (например, контроль за ценами на товары первой необходимости, увеличение пособий на детей);
  557. - направленность на сохранение и повышение ценности духовно-нравственного и воспитательного потенциала семьи;
  558. - обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (льготы на посещение различных детских клубов, кружков, спортивных секций и т.п.);
  559.  - обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  560. - расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские и приемные семьи).
  561.  
  562. Список используемых источников
  563. Нормативно-правовые акты:
  564. 1. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СПС КонсультантПлюс;
  565. 2. Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» // СПС КонсультантПлюс;
  566. 3. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СПС КонсультантПлюс;
  567. 4. Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 790 (ред. от 27.05.2016) «О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (вместе с «Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством») // СПС КонсультантПлюс;
  568. 5. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 04.05.2016) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» // СПС КонсультантПлюс.
  569. Специальная литература:
  570. 1.      Гусов К.Н. Право социального обеспечения: - М.: ПБОЮЛ, Проспект, 2015.
  571. 2.      Ершов О.Г. Правовое регулирование отношений, связанных с выплатой пособия по беременности и родам // Социальное и пенсионное право № 3, 2015.
  572. 3.      Захаров М.Л., Тучкова В.Г. Право социального обеспечения России: - М.: Издательство БЕК, 2015.
  573. 4.      Карданова И.В. К вопросу о государственных пособиях и их роли в повышении рождаемости в 2000-2013 гг. // Вестник Майкопского государственного технологического университета № 2, 2013.
  574. 5.      Кокшарова Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый № 11, 2017.
  575. 6.      Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Актуализация семейной политики в современном социуме // Социальная педагогика № 2, 2014.
  576. 7.      Малышев М.Л., Варламова С.Н. Демографический коллапс в России и семейная политика // Ученые записки Российского государственного социального университета № 2, 2013.
  577. 8.      Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для СПО / Е. Е. Мачульская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.;
  578. 9.      Петрова Е.С. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей / Е.С. Петрова // Российское право. Информационно-аналитический журнал № 1-2, 2015.
  579. 10.     Сам себе адвокат: / Под ред. Ф.Н.Филина, И.А.Толмачев, А.В.Сутягин. - М.: Гросс Медиа, 2014.
  580. 11.     Шувалова Н. Некоторые вопросы, связанные с реализацией Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» / Н. Шувалова // Хозяйство и право, № 6, 2015.
  581. 12.     Шувалова Н. Развитие законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей / Н. Шувалова // Российское государство и право №4, 2014.
  582. Электронные ресурсы:
  583. 1.      Справочная информация «Детские пособия в России» // Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2016
  584. 2.      Справочная информация: «Размер пособий гражданам, имеющим детей» // Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2016
  585. 3.      Справочная информация: «Размер пособий гражданам, имеющим детей» // Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2016
  586.  
  587.  
  588.  

Share with your friends:

Print