SaveText.Ru

Вилы ркч дея
  1. Министерство образования и науки российской федерации
  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
  3. «Московский педагогический государственный университет»
  4. Институт иностранных языков
  5. Кафедра методики преподавания иностранных языков
  6.  
  7. Бакалавриат: 6 семестр 2017-2018 уч. года
  8. Форма обучения: заочная
  9. Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
  10. Профиль: «Иностранный язык»
  11. Учебная дисциплина: «Методика обучения иностранным языкам»
  12. Преподаватель – кандидат педагогических наук, профессор М. Д. Рыбаков
  13.  
  14.  
  15. ПОРТФОЛИО
  16. с материалами самостоятельной работы обучающегося
  17.  
  18.  
  19. Выполнил:
  20.  студент III курса
  21. Смирнова Елизавета Алексеевна
  22. Группа 307
  23.  
  24.  
  25. Москва – 2017
  26. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ ЯЗЫКА И РЕЧИ
  27. В отличие от лексического, у грамматического аспекта нет определенного положения в учебнике. Его расположение зачастую хаотично расположено рядом с упражнениями на отработку определенного грамматического правила. Проанализировав учебник Enjoy English за 7 класс, я пришла к выводу, что основной подход в обучении грамматике это эксплицитный, а именно дедуктивный, то есть от общего к частного, от правила к действию. Данное утверждение мне помогли сделать упражнения в учебнике.
  28. Проанализировав учебник и грамматические правила, я могу сказать, что с практической целью он успешно справился. Автор изобразил большинство правил в таблицах, которые интуитивно понятны и просты, так, например, на 16 странице учебника в таблице Grammar Discoveries представлены сотни и тысячи и их произношение, с последующим разъяснением правил чтения этих самых чисел.
  29.  
  30. С точки зрения образовательной цели, автор отлично справился. Для примера возьмем то же самое упражнение и прочитаем уточнение к правилу: (пункт 3) при счете от 1000 до 2000 англичане нередко считают сотнями, тем самым развивая кругозор учащихся, представляя им пример культуры изучаемого языка. Дальнейшие упражнения направленны на отработку данного грамматического правила, употребляя названия городов изучаемого языка и фактов о них.
  31. Не могу сказать со сто процентной уверенностью, что воспитательная цель была достигнута в грамматическом аспекте, однако есть определенные факторы, которые наталкивают меня на это. Например, при сравнении определенных правил в английском и русском языках соответственно, некоторые ученики могут задуматься о сложности некоторых правил в своем родном языке или научатся сопоставлять и сравнивать их между собой, но не могу сказать, что каждый проникнется подобными мыслями. По сему считаю, что воспитательная цель достаточно сложно достигаема в грамматическом аспекте при изучении иностранного языка.
  32. Изучив и проанализировав учебно-методический комплекс Enjoy English, я пришла к выводу, что он полностью соответствует всем ранее перечисленным компонентам обучения грамматике. Для начала нужно дать определение, что же есть грамматический навык? Грамматическим навыком является способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для речевого общения. В учебнике Enjoy English 7 класса в каждом юните есть таблицы с грамматическими правилами, которые подписаны как Grammar Discoveries и Word Focus, сопровождаемые упражнениями на отработку и закрепление определенных грамматических правил.
  33. Наличие грамматических правил можно отнести к лингвистическому компоненту.
  34. Являются ли грамматические правила в данном учебнике необходимыми для успешной коммуникации? Бесспорно. На странице 50 автор предлагает учащимся ознакомиться с правилом составления предложений в пассивном залоге и последующими упражнениями на отработку. Используется ли пассивный залог в повседневной жизни англоговорящих людей? Да. Подытожив можно сказать, что психологический компонент был удовлетворен.
  35. В конце учебника на страницах 124 и далее можно найти основные грамматические правила, пройденные за учебный год. Однако, проанализировав учебник, не могу сказать с уверенностью, что автор справился с методическим компонентом. Потому как при разборе некоторых правил у учеников могут возникнуть вопросы, и они не будут в состоянии справиться с пониманием определенного правила самостоятельно.
  36. В данном аспекте используется индуктивно-сознательный подход к обучению иностранному языку.
  37. Аналогично лексическим упражнениям, грамматические абсолютно стандартные упражнения, которые ученики зачастую не хотят делать из-за их скучности (опираясь на опыт работы с учениками по данному учебнику). Положительный момент в том, что при закреплении грамматических правил, некоторые упражнения задействуют одновременно несколько аспектов речи. Например, в заданиях, где нужно поработать в парах и придумать три предложения того, что ты делаешь лучше или хуже своего соседа (данное упражнение идет после грамматического правила на сравнительную степень, которое можно было бы изобразить гораздо понятнее, чем это сделал автор). То есть одно упражнение побуждает ученика повторить и вспомнить пройденную лексику, только что изученную грамматическую конструкцию и как подразумевает под собой задание, озвучить это, то есть потренировать звуко-произносительные навыки. По-моему, подобные комплексные упражнения намного полезнее и интереснее их скучных письменных аналогов, однако все имеет свои положительные и отрицательные стороны. Данные упражнения не исключение из этого правила.
  38. Аналогично лексическому аспекту, в конце каждого юнита имеется Progress Check. Однако, в учебно-методическом комплексе Биболетовой за 7 класс имеется рабочая тетрадь, которая отлично подходит для отработки и проверки грамматических правил. Так же, учитель всегда может приготовить свои задания для проверки знаний учеников.  
  39. Главным недостатком данного учебно-методического комплекса по грамматическому аспекту речи является метод предоставления грамматических правил. Многие люди визуалы и запоминают лучше, когда информация систематизирована и понятно изложена в таблице, а не набором определяющих слов.
  40. Еще одним недостатком я считаю скучность и сухость упражнений в учебнике и рабочих тетрадях.
  41.  
  42.  
  43.  
  44. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  45.  
  46. 1. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  47. 2. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и иновации. Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академикка РАО Инессы Львовны Бим. Издательство просвящение 2013 г.
  48. 3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей/ Е. Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение.
  49. 4. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филомантис, 2004.
  50. ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ ЯЗЫКА И РЕЧИ
  51. Учебно-методический комплекс (УМК) по английскому языку 7 класса авторов М. З.  Биболетовой и др. «Enjoy English» включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя, диск с аудиозаписями.
  52. Учебник разделен на главы (Units), которые в свою очередь разделяются на секции (подтемы). Оглавление в начале учебника предлагает нам ознакомиться с содержанием, то есть с темами, которые раскрывает этот учебник. Например, первый Юнит «The World Teenagers’ Competition» имеет 11 подтем, к каждой из которой предлагаются грамматические правила и новый вокабуляр, для раскрытия темы.
  53. В конце каждого юнита можно найти Key Vocabulary со словами, используемыми и изучаемыми в данном юните. Они разделены на существительные, прилагательные, глаголы, выражения и словосочетания, которые учащиеся заносят в словарь.
  54.  
  55. Данный учебно-методический комплекс выполняет каждую методическую цель, а именно практическую, формируя основы практического владения иностранным языком через введение новой лексики и заданий на ее отработку. Отрабатывая лексику каждого юнита, учащиеся пополняют свой активный и пассивный вокабуляр. Образовательную цель, расширяя кругозор учащихся через тексты и наглядные методы семантизации лексики. Развивающую цель, развивая все стороны личности учащихся, развивая логического мышление, улучшая знания о стране изучаемого языка через тексты, изображения и задания. Воспитательную цель через формирование положительных черт характера, таких как патриотизм, трудовое и эстетическое воспитание.
  56. Рогова Г. В. Выделяет три компонента содержания обучения лексике: лингвистический, методологический и психологический.  Изучив и проанализировав учебно-методический комплекс Enjoy English, я пришла к выводу, что он полностью соответствует всем выше перечисленным компонентам обучения лексике. Основная цель работы над лексикой в школе состоит в формировании лексических навыков. За школьный курс учащиеся должны усвоить лексический минимум, уметь его использовать в различных ситуациях устного и письменного общения. Таким образом, данный УМК соответствует требованиям формирования продуктивным и рецептивным навыкам. Так же делая отсылку к Р. К Миньяру-Белоручеву, который определяет сущность лексического навыка как способность мгновенного вызова из долговременной памяти эталона слова и включение его в речевую цепь, можно подвести итог, что данный учебно-методический комплекс поможет с формированием данных навыков, то есть удовлетворяет первому компоненту из трех.
  57. Методологический компонент, включающий в себя необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию и ведению словарей, способу систематизации изученной лексики, так же включающий знания и умения, позволяющие ученику работать с новой лексикой самостоятельно.
  58. Анализируя учебник 7 класса Enjoy English можно встретить большое количество текстов и заданий на самостоятельную работу с новой лексикой, например, вставьте подходящее слово по смыслу, используя новую лексику или прочтите и переведите/перескажите текст. На мой взгляд, учебно-методический комплекс удовлетворяет второму компоненту из трех.
  59. И последний компонент – психологический, который включает в себя формирование навыков и умений пользования иностранным языком с целью общения. Ссылаясь на главную цель методики обучения иностранному языку, а именно формирование коммуникативной компетенции учащегося, можно сказать, что учебно-методический комплекс имеет в себе необходимую лексические единицы, которые соответствуют возрасту учащихся, тем самым способствуют повышенной мотивации и удовлетворяют третьему компоненту из трех.
  60. Подытожив вышесказанное, учебно-методический комплекс Enjoy English для 7 класса отвечает всем трем компонентам содержания обучения.
  61. В данном аспекте используется социокультурный подход к обучению иностранному языку.
  62. В начале я описала структуру учебника и упомянула, что Key Vocabulary находится в конце юнитов, что на мой взгляд не совсем правильно. Так же, количество слов и выражений (лексических единиц) в нем недостаточно, так как юниты большие, а количество слов маленькое.
  63. Что касается упражнений, они соответствуют требованиям, однако на сегодняшний день их стоит поменять, так как за десятилетие структура заданий практически не поменялась. Имея опыт выполнения домашних заданий с учеником, я могу сказать, что такие задания, в которых нужно просто прочитать ученики делают нехотя, им это не интересно. Семантизация слов выглядит очень сухо, даже ни смотря на то, что это 7 класс.
  64. Упражнения действительно имеют системный характер так как их структура повторяется из юнита в юнит и в рабочей тетради соответственно.
  65. Большинство заданий направленно на закрепление лексики через говорение, что является одним из самых действенных способов закрепления.
  66. В качестве совета по совершенствованию учебника в данном аспекте речи, я бы предложила вводить слова через другие способы семантизации, например, через антонимию, синонимию, так как для учеников 7 класса это будет своего рода вызов, на который им будет куда интереснее ответить, чем просто переписать определенную лексику в словарь.
  67. В конце каждого юнита так же есть раздел, под названием Progress Check, который учитель может использовать как в качестве контрольной работы для проверки знаний учеников по конкретному юниту, либо, сделать свою собственную работу для проверки их знаний, так как ответы на Progress Check очень легко найти в интернете и в самих книгах, так как недобросовестные ученики прошлых лет не стирают свои ответы.
  68. В качестве домашних заданий учитель может давать задания из рабочей тетради и учебника, с целью закрепления новой лексики и повторения старой.
  69. В эпоху интернета, многие школьники 7 класса используют онлайн средства общения. Связи с чем мне кажется хорошей идеей изучения сленговых слов и выражений, сокращений. Это может пробудить интерес школьников к иностранному языку, показать, что он существует не абстрагировано, а в ежедневной жизни почти каждого сейчас.
  70.  
  71. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  72.  
  73. 1. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  74. 2. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и иновации. Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академикка РАО Инессы Львовны Бим. Издательство просвящение 2013 г.
  75. 3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей/ Е. Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение.
  76. 4. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филомантис, 2004.
  77. ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ ЯЗЫКА И РЕЧИ.
  78. В данном учебнике предложено большое количество упражнений на разговорную практику и аудирование. Как было упомянуто в начале, в состав учебно-методического комплекса входит диск с аудиозаписями. В отличие от грамматики и лексики, фонетические упражнения никак не выделены в учебнике. Данный учебник предлагает ученикам ознакомиться и вспомнить некоторые звуки фонетического алфавита. Последователи артикуляторного подхода исходили из того, что все звуки английского языка можно разделить на 3 группы в соответствии с русским звуками: 1. Очень похожие звуки (м, н и большинство дифтонгов); 2. Звуки похожие, но имеющие свои особенности (ф, в, п, т, к) и большинство гласных; 3. Отсутствующие в языке звуки. Таким образом учителю следует объяснить различия этих звуков.
  79. Анализируя фонетический аспект речи, я пришла к выводу, что все цели были достигнуты, а именно: практическая цель базируется на формировании основ практического использования иностранного языка. Фонетические упражнения в данном учебнике направленны на развитие коммуникативной компетенции, заставляя учеников разговаривать и изучать звуки. Имитировать через диалогическую речь и распознавания чужой речи через аудирование.
  80. Следующая цель – образовательная, достигается через расширение кругозора учащихся. В начале 4 юнита, учащимся предлагается прослушать и повторить название самых популярных видов спорта. Ученики, сопоставляя виды спорта с русскими названиями видов спорта могут понять, что большинство этих слов заимствованные и настолько прижились в повседневной жизни, что они никогда не задумывались над их происхождением.
  81. Последняя цель фонетического аспекта – воспитательная, которая реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решения задач, обеспечивающих формирование: уважительного отношения к языку, другой культуре, народу; толерантности. Изучая учебник, мне встретилось упражнение: разыграйте диалог с ссорой, но будьте очень вежливы при ссоре. Что является отсылкой к английскому характеру, известному стереотипу о их чрезмерной вежливости. Таким образом, можно считать, что воспитательная цель была достигнута автором.
  82. С точки зрения содержания обучения, все три компонента могут считаться удовлетворенными. Рассмотрим первый – лингвистический. Имеется ли фонетический материал? Да.
  83. Далее. Психологический подразумевает использование знаний и умений в целях общения. Многие упражнения направленны на составление диалогов, что является имитацией настоящего общения. Многие диалоги контекстны и заставляют учащихся примерить на себя роль тех героев, которые они озвучивают или придумали.
  84. Последний компонент – методический, который подразумевает самостоятельную работу со словарем. Данный учебник имеет множество упражнений на повторение и закрепление звуков, транскрипционных значков, которые в последствии должны помочь учащимся самостоятельно прочитать слова, без помощи любых других источников. Таким образом, можно считать, что и последний компонент был удовлетворен.
  85. В данном аспекте используется интегрированный подход к обучению иностранному языку.
  86.  Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что зачастую контроль учеников осуществляется через выученные диалоги и песни. Не соглашусь, что это лучший способ контроля, однако многие считают, что таким образом ученики познают интонацию и манеру общения языка изучаемой страны. Но как подсказывает опыт, ученики редко запоминают интонацию и многие даже не чувствуют разницы в интонации вовсе. Учителя же, в свою очередь, могут не поправить интонацию ученика, что сделает это домашнее задание бесполезным заучиванием текста, которые многие даже не удосуживаются перевести дома. Некоторые задания подразумевают чтение текста и пересказ, что, по моему мнению, один из лучших вариантов, но как обычно, все разбивается о суровую реальность, когда дети не в состоянии провести несколько минут за уроками, чтобы перевести текст. На выходе, лишь единицы добросовестно готовятся правильно. Следует упомянуть, что некоторые учителя не объясняют ученикам как правильно выполнять домашнее задание, но это уже совершенно другой разговор.
  87. Для совершенствования упражнений в данном учебнике я бы добавила совершенно новый формат для учебников – это заполнение слов в песне, то есть учитель раздает ученикам раздаточный материал, в котором записан текст песни с пропусками, а далее включает песню, и ученики должны заполнить пропуски теми словами, которые они слышали в песне.
  88. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  89.  
  90. 1. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филомантис, 2004.
  91. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей/ Е. Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение.
  92. 3. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и иновации. Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академикка РАО Инессы Львовны Бим. Издательство просвящение 2013 г.
  93.  
  94. ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ
  95. Учебно-методический комплекс (УМК) по английскому языку 8 класса авторов М. З.  Биболетовой и др. «Enjoy English» включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя, диск с аудиозаписями.
  96. Учебник разделен на главы (Units), которые в свою очередь разделяются на секции (подтемы). Оглавление в начале учебника предлагает нам ознакомиться с содержанием, то есть с темами, которые раскрывает этот учебник. Например, первый Юнит «It’s a Wonderful Planet We Live on» имеет 7 подтем, к каждой из которой предлагаются грамматические правила и новый вокабуляр, для раскрытия темы. Положение заданий на аудирование в учебнике расположены хаотично, но помечены специальным значком. Многие задания можно выполнить самостоятельно, прослушав запись дома, либо на уроке с учителем.
  97. Первый вид речевой деятельности, который я проанализирую это аудирование. Многие задания в учебнике однотипны, например: послушайте и сопоставьте картинки с предложениями, прослушайте и разыграйте по ролям, сделайте задание, а затем проверьте его записью и тд.
  98. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке.
  99. Существует несколько видов задач, исходя из которых я собираюсь проанализировать данный вид речевой деятельности. Так как данный учебник разбит по юнитам, где каждый юнит и секция отвечают за определенную тему, можно считать, что предметная задача была выполнена, так как она подразумевает предметное содержание, которое с помощью языкового и речевого материала может быть передано в процессе общения.
  100. Речевая задача реализуется в процессе формирования и развития коммуникативных умений на основе языковых и социокультурных знаний и навыков в рамках предметного содержания речи, которые ученики могут познать через тексты и записи, предоставленные автором в УМК Enjoy English за 8 класс.
  101. Психологический компонент обучения аудированию включает в свою структуру следующие компоненты: а) учет мотивов и интересов учащихся при обучении аудированию как виду речевой деятельности; б) аудитивные навыки и умения (подсознательно различать формы слов, словосочетаний, грамматических структур на слух; предвосхищать синтаксические модели на слух; развивать объем слуховой памяти; понимать всевозможные сочетания усвоенного материала (на разных уровнях); понимать речь в механической записи; схватывать смысл сказанного однократно; понимать речь в нормальном темпе; понимать общее содержание и смысл услышанного при наличии в аудиотексте неизвестного материала; понимать разные типы; г) психологические механизмы — долговременная и оперативная память; узнавание и сличение; осмысление; д) трудности, связанные с восприятием языковой формы (восприятие монологической речи легче, а восприятие диалогической речи сложнее, восприятие текста в живом исполнении легче, чем восприятие текста в механической записи); е) характер связи аудирования с другими видами речевой деятельности (в первую очередь с говорением).
  102. Что касается содержания обучения, нам известно три компонента-критерия: лингвистический, психологический и методический.
  103. В лингвистический компонент включаются: методически организованный лексико-грамматический и фонетический минимум, трудности, связанные с восприятием языковой формы, требования к текстам для аудирования. Ознакомившись с заданиями из учебника за 8 класс Enjoy English можно сказать, что лингвистический компонент был удовлетворен, так как большинство заданий соответствуют всем вышеперечисленным признакам.
  104. В психологический компонент обучения аудированию включаются: учет мотивов и интересов учащихся при обучении аудированию как виду речевой деятельности, аудитивные навыки и умения.
  105. Таким образом, проанализировав данное пособие, можно сделать вывод, что в нём находится достаточное количество упражнений на аудирование. Все задания направлены на одновременное формирование слухопроизносительных, лексических, фонетических и грамматических навыков. Аудио-тексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения и письма. Приведённые упражнения соответствуют возрасту учащихся, их уровню владения языком на данном этапе обучения. Они носят системный характер: упражнения складываются в единое целое, вытекают друг из друга, а не являются разрозненным набором упражнений.
  106. Использование УМК “Enjoy English” позволяет реализовать цели обучения иностранному языку – практическую, образовательную, воспитательную, развивающую. Практическая цель обучения предполагает развитие навыков аудирования, что мы и можем наблюдать в результате поэтапной работы в каждом уроке.
  107. Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры учащихся. В упражнениях имеется страноведческий материал, они дают информацию из других областей знания.
  108. Воспитательная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей. Умение внимательно выслушать информацию развивает у учеников уважительное отношение к речи носителей английского языка.
  109.  
  110. Развивающая цель реализуется благодаря тому, что все упражнения и материалы учебно-методического комплекса способствуют развитию психических функций учащихся – внимание, память, логическое мышление.
  111. В данном учебнике так же присутствуют задания на аудирование с сопровождением видеоряда. В упражнении на картинке автор предлагает учащимся ознакомиться с диалогом, посмотреть видел и прочитать диалог по ролям и далее, закрепить пройденную грамматическую тему. По моему мнению, это одно из самых интересных упражнений в данном учебнике, так как оно действительно будет интересно детям.
  112. По моему мнению, нужно добавить к уже имеющимся упражнениям дополнительные задания, например, вынести их в рабочую тетрадь. Нужно предоставить информацию, где найти интересные видео с носителями английского языка. Это будет полезно, потому что у учащихся будет идти опора на зрительный видеоряд. Для аудирования повышенной сложности можно использовать песни на английском языке. Также учитель может составить список фильмов, сериалов, мультфильмов и научно-популярных передач, которые ученики могут смотреть на каникулах или выходных по собственному желанию улучшить свои навыки аудирования. Это помогло бы повысить уровень заинтересованности учащихся, а, следовательно, их мотивацию.
  113. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  114.  
  115. 1. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филомантис, 2004.
  116. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей/ Е. Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение.
  117. 3. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и иновации. Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академикка РАО Инессы Львовны Бим. Издательство просвящение 2013 г.
  118.  
  119. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ
  120. Данный учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий на обучение данного вида деятельности, по сколько авторы придерживаются коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Это заметно даже в заданиях на грамматический аспект и лексический. Принцип дифференциации и интеграции широко распространен в кругах преподавателей и учителей, так как обучение отдельным аспектам языка с последующим объедидением полученных знаний дает определенные результаты.
  121. Обучение говорению в 8-ом классе сводится к закреплению уже имеющихся навыков и умений. Авторы учебника Enjoy English помещают учеников в контекстные ситуации, когда последним необходимо составить диалог или монолог на определенную тему, заданную упражнением.
  122. Говорение один из важнейших аспектов в обучении иностранным языкам, так как оно является одним из компонентов понятия «владение языком». Большинство упражнений так же сводится к проблемному обучению, где ученикам предлагается решить или обсудить определенную проблему. Авторы подобрали проблемы, которые волнуют учащихся в 8 классе.  
  123. Анализ учебного материала по обучению аудированию производится на примере учебника “Enjoy English” для 8 класса. Задания на говорение присутствуют в каждом уроке.
  124. Весь ход работы обеспечивается системой подготовительных и собственно коммуникативных упражнений. В процессе выполнения подготовительных упражнений, учащиеся овладевают отдельными лексическими единицами, автоматизируют определённые грамматические действия, воспроизводят материал без существенных изменений. При этом авторы постарались придать формулировкам подготовительных заданий коммуникативный смысл.
  125. В процессе выполнения ряда коммуникативных упражнений учащимся предлагается решить различные коммуникативные задачи разной степени сложности: от высказывания на уровне одной фразы до расширенного монологического высказывания.
  126. Высказывания могут быть в форме описания, сообщения, рассказа, характеристики.
  127. Контроль можно осуществлять с помощью устной беседы с учениками или через проблемное обучение, то бишь задать тему проблемы и послушать мнение учеников. Данный метод является эффективным, учитель может оценить знания ученика и его умения в данном виде речевой деятельности.
  128. Таким образом, проанализировав данное пособие, можно сделать вывод, что в нём находится достаточное количество упражнений на говорение. Все задания направлены на одновременное формирование слухопроизносительных, лексических, фонетических и грамматических навыков. Приведённые упражнения соответствуют возрасту учащихся, их уровню владения языком на данном этапе обучения. Они носят системный характер: упражнения складываются в единое целое, вытекают друг из друга, а не являются разрозненным набором упражнений.
  129. Использование УМК “Enjoy English” позволяет реализовать цели обучения иностранному языку – практическую, образовательную, воспитательную, развивающую. Практическая цель обучения предполагает развитие навыков диалогической и монологической речи, что мы и можем наблюдать в результате поэтапной работы в каждом уроке.
  130. Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры учащихся. В упражнениях имеется страноведческий материал, они дают информацию из других областей знания, например из литературы, географии.
  131. Воспитательная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей. Упражнения позволяют учащимся овладеть формулами вежливости, этикетом носителей языка.
  132. Развивающая цель реализуется благодаря тому, что все упражнения и материалы учебно-методического комплекса способствуют развитию психических функций учащихся – внимание, память, логическое мышление.
  133. Профессор Рогова Галина Владимировна выделяет три компонента содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический.
  134. Лингвистический компонент предполагает отбор необходимого материала, используемого в устной речи. Он соответствует возрасту учащихся, уровню их образованности и владения языком.
  135. Психологический компонент призван определить навыки и умения, которые должны быть сформированы на данном конкретном этапе и применительно к данным конкретным условиям. Учебно-методический комплекс содержит в себе необходимый материал, соответствующий данным требованиям.
  136. Суть методологического компонента сводится к тому, чтобы использовать разнообразные, памятки, инструкции по ведению словарей, умения, позволяющие ученикам работать самостоятельно. В учебнике имеется достаточное количество упражнений для самостоятельной работы, подростки учатся работать с упражнениями каждого вида; им предоставляются подробные инструкции по выполнению заданий.
  137. Можно увеличить количество заданий, направленных на обучение говорению. Можно расширить проектные задания таким образом, чтобы учащиеся презентировали свои проекты на основе проработанного ими самостоятельно материала, отвечали развёрнуто, не опираясь на текст. Чтобы школьникам было проще выполнять такое задание, можно договориться, что они будут делать сопроводительные презентации или газеты для своих проектов с достаточным количеством наглядного материала, иллюстрирующего речь ученика.
  138.  
  139. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  140.  
  141. 1. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  142. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей/ Е. Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с.
  143. 3. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филомантис, 2004.
  144. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ.
  145. Учебно-методический комплекс (УМК) по английскому языку 8 класса авторов М. З.  Биболетовой и др. «Enjoy English» включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя, диск с аудиозаписями.
  146. Учебник разделен на главы (Units), которые в свою очередь разделяются на секции (подтемы). Оглавление в начале учебника предлагает нам ознакомиться с содержанием, то есть с темами, которые раскрывает этот учебник. Например, первый Юнит «It’s a Wonderful Planet We Live on» имеет 7 подтем, к каждой из которой предлагаются грамматические правила и новый вокабуляр, для раскрытия темы. В данном учебнике предоставлено большое количество упражнений на самостоятельное написание сочинений на определенные темы. У них нет определенного местоположения в учебнике, так же они никак не выделены значками, но в каждой секции их можно встретить.
  147. Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирование и формулированиеи мысли в письменных языковых знаках [Л. С. Выготский, И. А. Зимняя].
  148. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связанны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевой стиле и графической форме письменного текста. Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практического пользования иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества. [Р. П. Мильруд].
  149. Практическая цель, которая предполагает овладение языком как средство общения была достигнута авторами. Обучение письму является одним из важных элементов формирования коммуникативной компетенции.
  150. Образовательная цель, которая предполагает использование изучаемого языка для повышение общей культуры и расширения кругозора, была так же достигнута. Пример задания, который направлен на несколько видов речевой деятельности, а именно чтение, говорение и письмо. Учащимся предлагается обсудить определенный топик с товарищем по парте и написать факты, которые они узнали из текста. Еще одно упражнение, которое помогает нам убедиться в правильности нашего анализа это вспомнить или поискать «рекордсменов» в своей области, например, самое большое озеро или самая большая гора.
  151.  
  152. Воспитательная цель, которая реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре так же была достигнута.
  153. Развивающая цель была так же достигнута. В данном задании от учащегося требуется задействовать свое воображение и придумать историю.
  154. Таким образом, каждая цель была достигнута авторами.
  155. Профессор Рогова Галина Владимировна выделяет три компонента со-держания обучения: лингвистический, психологический и методологический.
  156.  
  157. Психологическое содержание обучения письму используется как средство для лучшего усвоения лексико-грамматического материала. Выполняя письменные задания, ученики закрепляют свои навыки и умения письма. Рабочая тетрадь так же предлагает ученикам составить свою собственную историю, используя воображение и лексику из предыдущих упражнений для закрепления.
  158. Оно так же предлагает ученикам использовать уже готовые фразы для составления своего текста.
  159. Методическое содержание обучения письму составляет обучение рациональным приемам учения, познание нового языка; работы над языковым материалом: работа со словарем, учебными и звуковыми пособиями, работа над текстом, короче на самостоятельный труд. Однако, любое письменное задание предполагает самостоятельную работу учащегося над содержанием, включая использование словаря. Например, выполнение данного задания подразумевает использование словаря и одновременно отработку новых слов в контексте.  
  160.  
  161. Предложенные авторами предложениями хоть и абсолютно разные, но примерно повторяют друг друга. Почти в каждом втором упражнении ученику требуется придумать историю или составить ее из определенных слов, которые дает автор. Эти задания безусловно направленны на закрепление пройденной лексики и ознакомление с новой. В процессе письма, учащиеся познают визуальную форму слова, но не фонетическую. Для разнообразия данных заданий стоит добавить пересказ или чтение вслух на уроке под контролем учителя, чтобы тот мог проконтролировать и помочь ученику в освоении новых слов.
  162. Так как авторы учебника придерживаются коммуникативного подхода в обучении, то большинство заданий направленны на говорение, пополнение лексического запаса, обучение новым грамматическим правилам, но не на обучение письму.
  163. Обучение данному виду речевой деятельности действительно много времени уделяется в рабочей тетради Enjoy English. Почти каждая секция содержит задание (или задания) на составление текстов, сочинений на абсолютно разные темы, что является определенным плюсом, так как в учебнике подобные задания встретить достаточно проблематично.
  164. Контролем процесса обучения может быть абсолютно идентичное задание, а конкретно, преподаватель может дать задание детям придумать историю, ситуацию и тд. с целью проверки их самостоятельных навыков вне дома.
  165. Так как вся школьная учебная программа направленна на подготовку учеников к успешной сдачи экзаменов, то тема эссе еще ни раз встретится на пути у школьников. Например, часть С в ЕГЭ обязует учащихся писать эссе на предложенную тему. Так же, часть С предлагает ученикам написать письмо. В данном учебно-методическом комплексе я не встретила ни одного задания, который будет обучать учеников правильному написанию письма, что является существенным недочетом в программе восьмого класса.  
  166. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  167.  
  168. 1. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филомантис, 2004.
  169. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей/ Е. Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение.
  170. 3. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и иновации. Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академикка РАО Инессы Львовны Бим. Издательство просвящение 2013 г.
  171.  
  172. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.
  173. Учебно-методический комплекс (УМК) по английскому языку 8 класса авторов М. З.  Биболетовой и др. «Enjoy English» включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя, диск с аудиозаписями.
  174. Учебник разделен на главы (Units), которые в свою очередь разделяются на секции (подтемы). Оглавление в начале учебника предлагает нам ознакомиться с содержанием, то есть с темами, которые раскрывает этот учебник. Например, первый Юнит «It’s a Wonderful Planet We Live on» имеет 7 подтем, к каждой из которой предлагаются грамматические правила и новый вокабуляр, для раскрытия темы. В данном учебнике предоставлено большое количество упражнений на чтение. Каждое задание соответствует теме и секции юнита. Многие из них предполагают интеграцию нескольких видов речевой деятельности, например, прочитать и ответить на вопрос.
  175. Некоторые предлагают учащимся прочитать и высказать собственное мнение об определенной проблеме.
  176. Практическая цель обучения чтению, которая заключается в формировании основ практического владения иностранным языком полностью удовлетворена, так как тексты соответствуют возрасту и интересам школьников 13-14 лет.
  177. Образовательная цель обучения чтению, подразумевает использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, знаний о культуре и стране изучаемого языка посредством языка и об окружающем мире в целом так же была достигнута авторами данного учебно-методического комплекса.
  178. В данном упражнении ученику предлагается ознакомиться с особенностями празднования Нового года в рамках одной персоны, которая рассказывает, как она провела новый год.
  179. Развивающая цель обучения чтению реализуется через развитие всех сторон личностей учащихся. Анализируя тексты данного учебника, я пришла к выводу, что данная цель так же была достигнута. Большинство текстов учебника, предполагающие написание сочинения или ответа на вопрос в задании побуждают учащихся воспользоваться интернет ресурсами с целью познания чего-то нового.
  180.  
  181.  
  182.  
  183. Воспитательная цель, которая реализуется через формирование положительных черт характера учащихся, моральных ценностей, патриотизм, трудовое и эстетическое воспитание через иностранный язык, так же была достигнута авторами. На картинке справа показано упражнение, которое рассказывает о журналистах и фотографах, которые настолько преданы своей профессии, что готовы рисковать собственной жизнью, чтобы заполучить заветные кадры с места событий. Учащиеся познают, что значит быть преданным своей работе.
  184. Лингвистический компонент предполагает отбор необходимого материала для чтения. Он соответствует возрасту учащихся, уровню их образованности и владения языком.
  185.  
  186. Психологический компонент призван определить навыки и умения, которые должны быть сформированы на данном конкретном этапе и применительно к данным конкретным условиям. Учебно-методический комплекс содержит в себе необходимый материал, соответствующий данным требованиям.
  187. Суть методологического компонента сводится к тому, чтобы использовать разнообразные, памятки, инструкции по ведению словарей, умения, позволяющие ученикам работать самостоятельно. В учебнике имеется достаточное количество упражнений для самостоятельной работы, подростки учатся работать с упражнениями каждого вида; им предоставляются подробные инструкции по выполнению заданий.
  188. Данный учебник придерживается метода интеграции и дифференциации наряду с практической направленностью процесса обучения.
  189. Количество текстов в данном учебно-методическом комплексе большое, но удовлетворяют ли они интерес школьников – большой вопрос.
  190. Контроль обучения может быть реализован через объединение нескольких видов речевой деятельности, например, чтение + письмо (как это сделано во многих упражнениях в учебнике и рабочей тетради), чтение + говорение, например: перескажите от лица определенного персонажа; расскажите, что вы думаете насчет определенного действия персонажа; расскажите как принято в вашем городе/стране/регионе и тд.
  191. Объединение нескольких видов речевой деятельности поможет учителю выявить проблемы учеников, понять, куда сделать акцент в последующем обучении и другие проблемы.
  192. На мой взгляд, данному учебнику не хватает разнообразия текстов. На собственном примере выполнения домашнего задания с учеником по этому учебнику могу сказать, что из урока в урок выполнение заданий становится скучным и однообразным.
  193. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  194.  
  195. 1. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филомантис, 2004.
  196. 2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей/ Е. Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение.
  197. 3. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и иновации. Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академикка РАО Инессы Львовны Бим. Издательство просвящение 2013 г.
  198.  
  199.  

Share with your friends:

Print