SaveText.Ru

Без имени
  1. Экзаменационные вопросы 1. Возникновение и развитие логики
  2. Возникновение логики как науки имело две предпосылки. Во—первых, это зарождение и первоначальное развитие наук. Этот процесс получает развитие в Древней Греции с VI в. до н. э. Зарождение науки требовало исследования природы мышления как средства познания.
  3. Во—вторых, возникновение логики было связано с развитием ораторского искусства. Логика должна была объяснить, как должна строиться речь и какими свойствами она должна обладать. Поэтому не случайно, что именно Греция стала родиной такой науки, как логика.
  4. Основателем логики принято считать древнегреческого философа Аристотеля, который изложил свои идеи в работе «Органон». Согласно Аристотелю «мышление – это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но, скорее, уподобление в акте мышления чему—то, находящемуся вовне». Предметом формальной логики Аристотеля выступали:
  5. 1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;
  6. 2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении;
  7. 3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной.
  8. Аристотель также выделяет основные виды бытия и соответствующие им роды понятий. Всего их десять:
  9. 1) сущность (например, «человек» или «лошадь»); 2) количество (например, «в три метра длиной»); 3) качество (например, «белый»);
  10. 4) отношение (например, «больше»);
  11. 5) место (например, «в Ликее»); 6) время (например, «вчера»);
  12.  
  13. 7) состояние (например, «ходьба»);
  14. 8) обладание (например, «быть вооруженным»);
  15. 9) действие (например, «рубить» или «жечь»);
  16. 10) претерпевание (например, «быть разрубаемым» или «быть сжигаемым»).
  17. В перечисленных здесь основных понятиях каждый из видов бытия постигается именно таким, какой он есть, однако выступает при этом в виде образа. Поэтому само по себе ни одно понятие не является истинным или ложным. Оно есть просто некий взятый в абстракции вид бытия, существующего отдельно от ума. Истинными или ложными могут быть только высказывания или суждения, а не изолированные понятия. Разработку Аристотелем логики можно представить в определенной последовательности. Первым шагом в обосновании всякой истинной науки является обнаружение таких необходимых связей, которые не являются просто случайными и выражаются в необходимых суждениях. Далее из этих очевидных принципов с помощью силлогистического рассуждения может быть выведено последующее знание. Дедукция, или вывод, есть способ, с помощью которого ум переходит от уже известного к неизвестному. В основе науки – обнаружение очевидных, не нуждающихся в доказательстве посылок.
  18. Логика одна из древнейших наук. В Европе она начинает формироваться приблизительно в V-IV веках до н.э. Логические проблемы решали Сократ, Протагор, Демокрит, Платон, Английский философ Фрэнсис Бэкон разработал основы индуктивной логики, методы определения причинной связи между явлениями. Далее, в XIX веке, разработка вопросов научной индукции была продолжена Дж.Ст.Миллем и другими логиками.
  19. Немецкий философ и математик Г.В.Лейбниц (XVIIв.) по праву считается основоположником математической логики, он первым применил математические методы для исследования форм мысли, пытался создать универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления. Лейбниц полагал, что математику можно свести к логике (логицизм), а логику считал априорной наукой. Интенсивное развитие математическая логика получила в работах Д.Буля,Э.Шрёдера, С.Джевонса, Г.Фреге, Б.Рассела. Сегодня невозможно представить себе прогресс логического знания без математических логик. Союз логики и математики оказался удивительно продуктивным как для логики, так и для математики. Одним из результатов этого союза стало появление информатики и вычислительной техники .
  20.  
  21. 2. Логика как наука об умозаключениях
  22. Согласно традиционному пониманию, восходящему к Аристотелю, ло-гика является наукой об умозаключениях.
  23. Центральное положение в логике занимает умозаключение, представ- ляющее собой форму мышления, в которой из одних суждений, называемых посылками, выводится другое суждение – заключение. Умозаключение отно- сится не к физическим, а к мыслительным (или интеллектуальным) действи- ям, которые совершаются в нашей голове. Оно представляет собой действие с суждениями, которые также являются мыслительными конструкциями. Кратко умозаключение можно определить как переход от посылок к заклю- чению, т. е. выведение заключения из принимаемых посылок.
  24. Из определения умозаключения следует, что оно состоит из двух ос- новных элементов – посылок и заключения. Посылки представляют собой положения, которые принимаются в силу их истинности, очевидности, прав- доподобия и других причин. Они образуют исходный пункт умозаключения, хотя и независимы от него, т. е. могут существовать вне связи с заключени- ем, которое выводится из них. С другой стороны, одни и те же посылки мо- гут служить исходным пунктом различных умозаключений. Что касается за- ключения, то под ним имеется в виду положение, которое выводится из по- сылок в процессе самого умозаключения. Цель умозаключения заключается именно в том, чтобы вывести заключение из принимаемых посылок.
  25. Однако изучение умозаключений образует ядро логической проблематики, но не исчерпывает её. Структурно умозаключение состоит из суждений, а они в свою очередь – из понятий. Поэтому объектами научного интереса в логике всегда были не только умозаключения, но и дру-гие, более простые в структурном отношении формы мышления – суждения и понятия. При изложении логики обычно следуют принципу «от простого – к сложному», т. е. рассматривают формы мышления в такой последователь-ности: понятие – суждение – умозаключение. Традиция такого изложения ло-гики, которой мы также будем следовать, восходит по существу к Аристоте-лю.
  26. 3. Теоретическое и практическое значение логики
  27. Общепринятым является деление наук на две основные группы – есте- ственные и социально-гуманитарные. Науки первой из этих групп касаются природы, а второй – человека и общества. Логика принадлежит к социально- гуманитарным наукам, поскольку она изучает умозаключения и другие ин- теллектуальные действия, которые используются для получения нового зна- ния. Специфика предмета логики определяет её теоретическое значение, т. е. значение для других областей знания.
  28. Теоретическое значение логики заключается в том, что формулируе-мые ею принципы используются другими науками. Любая наука представля-ет собой не только деятельность по производству знаний, но и систему зна-ний. Эта система не остаётся неизменной, а постоянно преобразуется. Её
  29.  
  30. преобразование осуществляется с помощью умозаключения, определения, деления и других интеллектуальных действий, изучаемых логикой.
  31. Практическое значение логики заключается в том, что знакомство с её принципами способствует более эффективному осуществлению различных форм деятельности. К этим формам деятельности относятся прежде всего по- литика и право, потребность развития которых в Древней Греции привела в 4 в. до н. э. к возникновению логики как науки. Логика важна также для педа- гогики, журналистики, рекламы и других форм деятельности, включая эко- номику. Если задаться вопросом, что объединяет те формы деятельности, для которых логика имеет большое значение, то ответ будет следующим: комму- никация. Иными словами, они могут рассматриваться как разновидности коммуникативной деятельности, участники которой должны уметь ясно формулировать свои мысли, приводить убедительные доводы в их обоснова- ние, опровергать ошибочные мнения и т. д.
  32. Экономика определяется обычно как хозяйственная деятельность, а также совокупность отношений в системе производства, распределения, об-мена и потребления. Человек, занимающийся ею в экономических, финансо-вых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических службах различных организаций, финансовых, кредитных и страховых учре-ждениях, а также органах государственной и муниципальной власти, должен обладать не менее развитой логической культурой, чем, например, политик, юрист или педагог. Так, занятие менеджментом, понимаемым как искусство управлять, предполагает умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Занятие сбытом заклю-чается в продвижении товаров и услуг на рынок с целью заставить или убе-дить покупателя приобрести то, что ему предлагает данная компания.
  33. Логическая культура представляет собой навыки оперирования поня- тиями, суждениями и умозаключениями, имеющиеся у каждого человека. Она формируется в процессе овладения людьми родным языком, который становится для них не только средством общения, но и средством выражения знания. Благодаря логической культуре люди могут осуществлять интеллек- туальные действия, даже не зная о существовании логики как науки. С дру- гой стороны, поскольку навыки оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями формируются стихийно, их не всегда хватает в нашей практической деятельности. Так, человеку может показаться правильным не- которое умозаключение, хотя на самом деле оно неправильно. В своём клас- сическом произведении «Введение в математическую логику» американский математик и логик Чёрч предлагает сравнить два умозаключения:
  34. Я видел портрет Джона Бутса. Джон Бутс убил Авраама Линкольна. Следователь-но, я видел портрет убийцы Авраама Линкольна
  35.  
  36. и
  37. Я видел чей-то портрет. Кто-то изобрёл телегу. Следовательно, я видел портрет изобретателя телеги.
  38. Первое из этих умозаключений не вызывает сомнений, тогда как второе, наоборот, явно сомнительно. Однако сходство их формы может привести в затруднительное положение того, кто не знаком с логикой. Вообще изучение логики как науки способствует развитию логической культуры, которое про- является в более осмысленном осуществлении интеллектуальных действий, используемых для получения нового знания.
  39. 4. Содержание и объём понятия
  40. Содержание понятия – совокупность существенных признаков предметов, отраженных в понятии.
  41. Например, содержание понятия "студент" раскрывается через такие существенные признаки, как "быть учащимся вуза", "овладеть системой знаний по какой-то специальности". В содержание понятия "конституция государства" входят такие существенные признаки, как "быть основным законом государства", юридически закрепляющим "систему государственных органов, порядок их образования и деятельности", "основные права и обязанности граждан" и т.п.
  42. Кроме содержания, понятия имеют объем.
  43. Объем понятия – это совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии.
  44. Таким образом, в объеме понятия отражаются предметы или совокупности, обладающие признаками, составляющими содержание этого понятия. Например, объем понятия "студент" составляют все учащиеся вузов; объем понятия "конституция государства" – все существующие в мире конституции государств.
  45. Содержание и объем понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий, который формулируется следующим образом.
  46. Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание, и наоборот.
  47.  
  48. 5. Виды понятий
  49. Понятия можно делить как по содержанию, так и по объёму. По содер- жанию они делятся на конкретные и абстрактные, положительные и отрица- тельные, а также безотносительные и относительные. По объёму понятия де- лятся на единичные, общие и нулевые.
  50. Деление понятий на конкретные и абстрактные осуществляется в зави- симости от того, отражаются в них предметы или их свойства, а также отно-
  51. шения между ними. Понятия, в которых отражаются предметы, называются конкретными. Понятия, в которых отражаются свойства предметов, а также отношения между ними, называются абстрактными. Так, понятие «индиви-дуальный предприниматель», которое применяется к гражданам, занимаю-щимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, является конкретным. В то же время понятие «инициативность», харак-теризующая одну из сторон предпринимательской деятельности, является аб-страктным. Таким же абстрактным является, например, понятие «конкурен-ция», отражающее экономическое соперничество между обособленными то- варопроизводителями или поставщиками товаров и услуг за наиболее выгод- ные условия производства и сбыта.
  52. Деление понятий на положительные и отрицательные осуществляется в зависимости от того, какие признаки составляют их содержание – присущие предмету или отсутствующие у него. Понятия, содержание которых состав- ляют признаки, присущие предмету, называются положительными. Понятия, содержание которых составляют признаки, отсутствующие у предмета, назы- ваются отрицательными. Так, понятие «занятость», содержанием которого является участие населения в трудовой деятельности, включая учёбу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, а также уход за детьми и престаре- лыми, является положительным. Однако понятие «безработица», характери- зующее состояние экономики, при котором часть трудоспособного населе- ния, имеющая желание работать в общественном производстве, не может его осуществить из-за отсутствия работы, является отрицательным.
  53. Деление понятий на безотносительные и относительные осуществляет-ся в зависимости от того, какие предметы отражаются в них – существующие раздельно или в связи с другими предметами. Понятия, в которых отражают- ся предметы, существующие раздельно, называются безотносительными. Понятия, в которых отражаются предметы, существующие в связи с другими предметами, называются относительными. Безотносительным является, например, понятие «бухгалтерский учёт», которое отражает упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выраже- нии о состоянии имущества и обязательств организации, а также их измене-
  54.  
  55. ниях. В то же время понятие «дебет», отражающее левую сторону бухгалтер- ского счёта, является относительным, поскольку предполагает свою проти- воположность – понятие «кредит».
  56. Единичным называется понятие, объём которого состоит из одного предмета (например, «Банк России», «Банк Америки», «Банк Англии» и т.
  57. д.). Общим называется понятие, объём которого состоит из двух или более предметов. Примером его является понятие «банк», объём которого включает в себя Банк России, Банк Америки, Банк Англии и другие учреждения, акку- мулирующие денежные средства и накопления, а также осуществляющие де- нежные расчёты, предоставление кредита, учёт векселей и пр.
  58. В зависимости от того, имеют общие понятия конечный или бесконеч-ный объём, они делятся на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистри- рующими называются понятия, которые
  59. стрирующими называются понятия, которые имеют бесконечный объём. Так, понятие «совет директоров» является регистрирующим, поскольку его объём конечен. Будучи органом управления в хозяйственных обществах, совет ди-ректоров состоит из физических лиц, избираемых на их общих собраниях, т. е. в принципе поддаётся регистрации. К нерегистрирующим относится, например, понятие «экономист», объём которого включает в себя не только тех, кто занимается экономикой в настоящее время, но и тех, кто занимался ею в прошлом или будет заниматься в будущем. Поэтому можно утверждать, что его объём в принципе не поддаётся регистрации.
  60. Как общие, так и единичные понятия могут быть собирательными. Под собирательными имеются в виду понятия, объём которых мыслится как еди- ное целое. Содержание таких понятий относится не к отдельным предметам, составляющим их объём, а ко всей их совокупности. К собирательным отно- сятся, например, общие понятия «коллектив», «учёный совет», «студенческая группа» и т. д. Примеры единичных собирательных понятий: «ректорат Мос- ковского государственного университета им. М. В. Ломоносова», «Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека», «Экономический совет СНГ» и др.
  61. Нулевым называется понятие, объём которого не включает в себя ни одного предмета. По аналогии с пустым множеством, которое определяется в математике как не имеющее ни одного элемента, его называют также пустым понятием. К нулевым относятся, например, понятия «Франкенштейн», «пре- зидент Великобритании», «закрытое открытое акционерное общество» и т. д. В самом деле, Франкенштейн является не реальным человеком, а вымыш- ленным героем английской писательницы Мэри Шелли, президента Велико- британии никогда не существовало и сейчас не существует, а закрытое от-
  62.  
  63. крытое акционерное общество невозможно в силу несовместимости призна- ков, которыми оно должно обладать.
  64. 6. Отношения между понятиями
  65. 7. Понятие и структура определения
  66. Определение представляет собой процедуру, направленную на раскры-тие содержания понятия. Оно отвечает на вопрос «Что это такое?» (или «Кто это такой?»). Отвечая на этот вопрос, мы указываем признаки, которыми об- ладают интересующие нас предметы, т. е. раскрываем содержание соответ- ствующих им понятий. Например, ответом на вопрос «Что такое активы?» будет указание признаков «стоимость имущества, которым владеет предпри- ятие (или предприниматель)», ответом на вопрос «Кто такой дилер?» – ука- зание признаков «лицо или фирма, выполняющие функции биржевых по- средников по купле-продаже товаров, ценных бумаг, валюты и т. п.», ответом на вопрос «Что такое неустойка?» – указание признаков «штраф, уплачивае- мый одним контрагентом другому за невыполнение договорных обяза- тельств» и т. д.
  67. Структура определения включает в себя три элемента – определяемое, определяющее и связку. Определяемое представляет собой понятие, содер- жание которого раскрывается в процессе определения. Что касается опреде- ляющего, то под ним имеется в виду понятие, с помощью которого раскры- вается содержание определяемого2. Наконец, связка представляет собой язы- ковое средство, соединяющее определяемое и определяющее в единое целое («есть», «называется», «имеется в виду» и т. д.). Если определяемое и опре- деляющее являются понятиями, то определение – суждением. Предположим,
  68.  
  69. что мы хотим определить понятие «аудит», содержание которого нам неиз- вестно. Для того чтобы раскрыть содержание этого понятия, выступающего в качестве определяемого, мы должны найти такое равнозначное ему понятие, содержание которого было бы нам известно. Таким равнозначным понятием, которое будет играть роль определяющего, является понятие «предпринима- тельская деятельность специальных фирм или аттестованных в установлен- ном порядке специалистов по осуществлению независимых вневедомствен- ных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов, а также по оказа- нию консультационных услуг». Таким образом, мы получим следующее определение:
  70. Под аудитом имеется в виду предпринимательская деятельность специальных фирм или аттестованных в установленном порядке специалистов по осуществле-нию независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёж-но-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых доку-ментов, а также по оказанию консультационных услуг.
  71. Вообще смысл определения сводится к тому, чтобы раскрыть содержание неизвестного нам понятия через такое понятие, содержание которого нам из- вестно.
  72. 8. Виды определений
  73. 9. Правила определений
  74. Правило No 1
  75. Определение должно быть соразмерным, г.е. оо'ьем определяющего должен быть равен объему определяемого
  76. Определяемое и определяющее всегда находятся в отношении тождества. I [равиль-ность дефиниции проверяется взаимной заменой определяемой) и
  77.  
  78. определяющей). .1 І нкже схемой соотношения их объемов. Отношение рода и вида (подчинения) между определяющим и определяемым означает наличие ошибки. Определение считается зауженным, если объем определяющего меньше объема определяемого, а если больше - расширенным. Правило соразмерности нарушается и в том случае, если мы попытаемся дать отрицательное определение, ведь объемы понятий здесь несовместимы. Примеры ошибок в определениях:
  79. Спартанцы - это древние греки.
  80. Учитель - человек, обучающий детей. Травоядные животные - не хищники. Правило No 2
  81. Определение НЕ должно содержать КРУГА.
  82. Круг возникает в дефиниции, когда определяемое и определяющее понятия выражаются одно через другое. Например, если мы определяем вращение как движение вокруг своей оси, а оеь перед этим определили как прямую, вокруг которой происходит вращение, то напицо круг в определении.
  83. Ошибки, возникающие при этом, обычно носят название
  84. "ТАВТОЛОГИЯ", по-латыни формула такого определения - idem per idem (то же через то же) - ибо определяемый иредмег или класс определяется через самого же себя, хотя и в других выражениях. Примеры:
  85. формалист — это человек, формально относящийся к порученному делу; количество - это количественная характеристика предмета; комическое — все, что является смешным.
  86. Правило No 3
  87. Определение должно быть четким ясным.
  88. Это правило исключает многозначность, двусмысленность, метафоры, афористические витиеватости в определении понятия. Не будут определениями также, например, высказывания: наступление - лучшее средство обороны; дети - цветы жизни; повторение ~ мать учения.
  89. Четвертое правило упоминается не во всех учебниках по логике, но мы его отметим, ибо в учебном процессе учитель обязан ему следовать.
  90.  
  91. Правило No 4
  92. Определение всегда должно быть понятным.
  93. Учитель ие может не учитывать подготовленность учащихся к материалу учебного предмета или новой темы, не имеет1 права объяснять неизвестное через неизвестное. Так, например, в третьем классе при изучении состава слова суффикс не может быть определен с помощью строгой научной дефиниции:
  94. Суффикс - это выделяющаяся в составе словоформы послекорневая аффиксалъ-
  95. ная морфема.
  96. Доступным и достаточно информативным для третьеклассника будет такое определение: Суффикс — это часть слова, расположеннаямеж:ду корнем и его окончанием.
  97. 10. Понятие и структура деления
  98. Деление представляет собой процедуру, направленную на раскрытие объёма понятия. В отличие от определения, отвечающего на вопрос «Что это такое?», оно отвечает на вопрос «Какими бывают предметы данного рода?» («Какими бывают налоги?», «Какими бывают акционерные общества?», «Какими бывают льготы?» и т. д.). Мы обращаемся к делению тогда, когда нам необходимо зафиксировать и исследовать в отдельности все разновидности какого-либо явления. Поэтому его можно рассматривать как подбор понятий, которые находятся в отношении подчинения к некоторому исходному понятию и исчерпывают его объём.
  99. Структура деления включает в себя три элемента – делимое, члены деления и основание деления. Делимое представляет собой понятие, объём которого раскрывается в процессе деления. Члены деления представляют собой понятия, которые образуются в результате деления. Если делимое является родом, то члены деления – видами. Если делимое является видом, то члены деления – индивидами. Наконец, основание деления представляет собой признак, по которому производится деление.
  100. Проиллюстрируем структуру деления на примере понятия «налог», означающего обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований:
  101. Налоги делятся на прямые и косвенные.
  102.  
  103. В этом примере делимым является само понятие «налог», объём которого раскрывается в процессе деления. Что касается членов деления, то ими являются два понятия – «прямой налог» и «косвенный налог», первое из которых означает налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, а второй – налог, устанавливаемый в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги. Наконец, основанием деления является объект налогообложения.
  104. Человек, знакомый с экономикой, сразу же заметит, что налоги могут быть не только прямыми или косвенными. Действительно, налоги могут быть также аккордными и подоходными, федеральными, региональными и местными и т. д. Так, в примере
  105. Налоги делятся на федеральные, региональные и местные
  106. основанием деления является уровень взимания налогов. Сравнивая этот пример с предыдущим, мы видим, что они имеют одно и то же делимое, но разные основания и члены деления. Вообще любое понятие можно делить по разным основаниям, выбор которых определяется стоящими перед нами целями.
  107. 11. Виды деления
  108. Существует два вида деления – деление по видоизменению признака и дихотомическое деление. Деление по видоизменению признака представляет собой вид деления, в котором члены деления образуются в результате изменения признака, служащего основанием деления. Для того чтобы служить основанием деления, признак должен удовлетворять следующим требованиям: во-первых, он должен принадлежать всем предметам, составляющим объём делимого понятия; во-вторых, у разных предметов он должен определённым образом варьироваться, т. е. выступать в различных формах или в разной степени своего проявления. Так, обучение в вузе всегда осуществляется в какой-то форме, но она может быть дневной, вечерней или заочной. Поэтому мы можем сказать, что
  109. Форма обучения в вузе делится на дневную, вечернюю и заочную.
  110. В то же время мы не можем, например, сказать, что
  111. Студенты экономического факультета МГУ делятся на служащих банков и страхо-вых компаний,
  112. поскольку некоторые из них работают в других учреждениях, а некоторые вообще не работают, т. е. признак принадлежности к банкам или страховым компаниям не является для них общим.
  113.  
  114. Дихотомическое деление представляет собой вид деления, в котором делимое распадается на две части, представленные противоречащими понятиями . В качестве его примера можно привести деление
  115. Предприятия делятся на государственные и негосударственные,
  116. в котором понятия «государственное предприятие» и «негосударственное предприятие» находятся в отношении противоречия. Дихотомическое деление менее информативно, чем деление по видоизменению признака. Действительно, в делении
  117. Предприятия делятся на государственные, муниципальные и частные
  118. содержится больше информации, чем в вышеприведённом примере. Однако дихотомическое деление всегда правильно, тогда как деление по видоизменению признака может нарушать правила деления.
  119. 12. Правила деления
  120.  
  121. 13. Понятие и структура суждения
  122. Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-то утверждается или отрицается о некотором предмете. В его состав входят два понятия, одно из которых называется субъектом, а другое – предикатом . Под субъектом имеется в виду понятие, обозначающее предмет, о котором идёт речь в суждении. Под предикатом имеется в виду понятие, обозначающее то, что утверждается или отрицается о некотором предмете. Для того чтобы два понятия позволили нам образовать более сложную форму мышления, они должны быть соединены с помощью специального технического средства, называемого связкой. Общая схема суждения может быть представлена формулой
  123. S есть P,
  124. где S является субъектом, P – предикатом, а «есть» – связкой. Возьмём суждение
  125. Сбербанк России – крупнейший российский банк,
  126. которое поможет нам проиллюстрировать рассматриваемые нами понятия субъекта, предиката и связки. Субъектом этого суждения является понятие «Сбербанк России», а предикатом – понятие «крупнейший российский банк». Что касается связки, то в письменной речи её роль играет дефис, а в устной – языковая пауза. Следует отметить, что субъект и предикат представляют собой различные функции, которые понятия могут выполнять в суждении. Поэтому одно и то же понятие в одном суждении может выполнять функцию субъекта, а в другом – функцию предиката. Так, понятие «крупнейший российский банк», которое в приведённом выше примере было предикатом, в суждении
  127. Крупнейший российский банк обладает наибольшими активами
  128. является уже субъектом.
  129. Говоря о суждении как форме мышления, необходимо коснуться во-проса о его соотношении с высказыванием и предложением. Некоторые ав-торы проводят различие между суждением и высказыванием, однако мы будем их отождествлять. Так, в следующей главе, посвящённой логике высказываний, выражения «высказывание» и «суждение» рассматриваются как синонимы, но предпочтение в силу исторических причин отдаётся первому из них. Что касается предложения, то оно является элементом языка, т. е. материальной формой существования суждения.
  130.  
  131. 14. Виды суждений
  132. По характеру предиката они делятся на три вида – суждения свойства, суждения отношения и суждения существования. Суждение свойства (или атрибутивное суждение) представляет собой суждение, которое указывает на свойство, присущее или не присущее некоторому предмету. Его примерами могут служить суждения «Менеджмент является одним из важнейших факторов конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики», «Прямые налоги взимаются путём вычетов из доходов физических и юридических лиц», «России не удалось избежать последствий мирового экономического кризиса» и т. д. Суждение отношения (или релятивное суждение) представляет собой суждение, которое указывает на отношение, существующее между некоторыми предметами. Проиллюстрировать его можно с помощью суждений «Уровень жизни в России ниже, чем в Соединённых Штатах Америки», «Домашнее имущество не облагается налогом на имущество физических лиц», «Конкуренция и монополия образуют диалектическое единство» и др. Суждение существования (или экзистенциальное суждение) представ-ляет собой суждение, которое отображает факт существования или несуществования некоторого предмета. Его примерами являются суждения «Во многих странах существует смешанная экономика», «В Советском Союзе официально не существовало безработицы», «На любую силу всегда найдётся ещё большая сила» и т. д.
  133. По количеству суждения делятся на общие и частные: первые говорят обо всех предметах, а вторые – о некоторых. По качеству они делятся на утвердительные и отрицательные: первые говорят о наличии у предмета некоторого признака, а вторые – о его отсутствии.
  134. 15. Простые и сложные суждения
  135.  
  136. 16. Язык логики высказываний
  137. Для решения различных задач логики было выработано несколько специальных искусственных языков. Одним из наиболее широко распространенных считается язык логики высказываний.
  138. Логика высказываний – это раздел логики, в котором вопрос об истинности или ложности высказываний рассматривается и решается на основе изучения способа построения высказываний из так называемых элементарных, не разлагаемых на части и не анализируемых высказываний с помощью логических операций конъюнкции, дизъюнкции, импликации, отрицания и т.д.
  139. Конъюнкция – это логическая операция, отражающая употребление союза "и" в логических выводах.
  140. Дизъюнкция – операция, представляющая употребление союза "или".
  141. Импликация – операция, которой в естественном языке соответствует связка "если... то".
  142. Логика высказываний стала привлекать внимание исследователей только с 17 в., когда на волне нарождавшегося капитализма началось интенсивное развитие математики и естествознания. Но потребовалось ещё два столетия, чтобы она превратилась в самостоятельную область логических исследований, специфика которой находит своё выражение в её языке и используемых методах.
  143. Язык логики высказываний характеризуется словарём, т. е. перечнем исходных символов, а также понятием осмысленного выражения (или фор- мулы). Словарь языка логики высказываний включает в себя бесконечное множество пропозициональных переменных
  144. p, q, r, ... ,
  145. принимающих значения на множестве высказываний, и особые символы для пропозициональных связок: ~ – отрицание, – конъюнкция, – дизъюнкция и – импликация. В качестве технических выражений используются скобки, которые играют роль знаков препинания обычного языка.
  146.  
  147. 17. Истинностные таблицы
  148. При табличном построении логики высказываний, которое мы выбираем как более приемлемое с интуитивной точки зрения, исходят из двух предпосылок, называемых семантическими. Вообще существует три уровня изучения языка – синтаксис, семантика и прагматика. Синтаксис изучает отношения между выражениями языка, отвлекаясь от описываемой им реальности, а также от его использователей. Центральное положение занимают в нём понятия аксиомы, теоремы, доказательства и т. д. Что касается семантики, то она изучает отношения между выражениями языка, с одной стороны, и описываемой им реальностью – с другой, но отвлека-ется от его использователей. Типично семантическими являются понятия значения, истины, лжи и др. Наконец, прагматика не только изучает отношения между выражениями языка и описываемой им реальностью, но и принимает во внимание его использователей, в качестве которых могут выступать отдельные люди или их группы. Центральное положение занимают в ней понятия знания, мнения, убеждения и т. д. Прагматический аспект изучения языка очень важен, но ещё не так детально разработан в науке, как семантический, которого мы и будем придерживаться в данной главе .
  149. Первая семантическая предпосылка логики высказываний заключается в том, что каждое высказывание может быть либо истинным, либо ложным, но не тем и другим одновременно. Истина и ложь называются истинностными значениями (или просто значениями) высказываний. Первую обозначают обычно с помощью единицы (1), а вторую – с помощью нуля (0). Если в логике принимается два истинностных значения, то она называется двузначной (или классической) логикой. Помимо двузначной, существует многозначная (или неклассическая) логика, в которой принимается три или более истин-ностных значений. Корни многозначной логики можно обнаружить у Ари-стотеля, который для высказываний о случайных будущих событиях (например, «Завтра будет морское сражение») допускал третье значение – «неопределённо». Действительно, случайное событие может в будущем произойти, а может и не произойти. Поэтому высказывание об этом событии, сделанное сегодня, не может быть истинным или ложным, а может быть только неопределённым. Тем не менее вопрос о практическом использовании многозначной логики остаётся открытым, а сама она требует дальнейших исследований.
  150. Вторая семантическая предпосылка логики высказываний заключается в том, что истинностные значения сложных высказываний зависят от истинностных значений входящих в них простых высказываний, а также от смысла пропозициональных связок. Установление смысла пропозициональных связок сводится к формулировке условий истинности для различных типов сложных высказываний, т. е. для отрицания, конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Такие условия формулируются обычно с помощью истинностных таблиц, которые имеют преимущество наглядности
  151.  
  152. по сравнению с другими способами определения пропозициональных связок. Несмотря на свою простоту, метод истинностных таблиц позволяет решать любые проблемы, возникающие в логике высказываний.
  153. 18. Анализ умозаключений в логике высказываний
  154. Для того чтобы установить правильность умозаключения, выраженного в обычном языке, мы должны сначала перевести его на язык логики высказываний, а затем убедиться, что из посылок в нём следует заключение, т. е. истинность посылок гарантирует истинность заключения. Обратимся к примеру, в качестве которого у нас будет выступать умозаключение
  155. Я переутомился или заболел. Если бы я переутомился, то я бы раздражался. Я не раздражаюсь. Следовательно, я заболел,
  156. состоящее из трёх посылок и заключения. Мы сможем назвать это умозаключение правильным, если мы убедимся в том, что принятие нами его посылок вынуждает нас принять и заключение.
  157. Анализ умозаключений включает в себя не только установление их правильности, но и обнаружение в них ошибок. Однако с помощью средств логики высказываний мы можем обнаружить только формальную ошибку, т. е. ошибку в форме умозаключения, представляющей собой способ связи его посылок и заключения. Эта ошибка имеет традиционное латинское название «non sequitur», которое на русский язык переводится как «не следует» или «не вытекает». Проиллюстрируем её на примере умозаключения
  158. Если цены на товары широкого потребления растут, то население недовольно. Население недовольно. Следовательно, цены на товары широкого потребления растут,
  159. которое на первый взгляд кажется правильным, но при ближайшем рассмотрении оказывается ошибочным, поскольку его посылки могут быть истинными, а заключение – ложным.
  160. Помимо формальной, в умозаключениях существуют и содержатель-ные ошибки. Если первая из них касается способа связи, существующей в умозаключении между посылками и заключением, то последние связаны с нарушением требования истинности, которое предъявляется к посылкам. Содержательных ошибок в умозаключениях две – «основное заблуждение» и «предвосхищение основания». Первая из них заключается в том, что умозаключение основывается на ложных посылках. Ошибку «основное заблуждение» мы можем обнаружить, например, в умозаключении
  161. Если активы банка превышают 1 триллион рублей, то он относится к числу круп-нейших российских банков. Активы Банка «Центр-инвест» превышают
  162.  
  163. 1 триллион рублей. Следовательно, Банк «Центр-инвест» относится к числу крупнейших российских банков,
  164. поскольку одна из его посылок – вторая – ложна.
  165. В вышеприведённом примере ложность одной из посылок легко установить, обратившись к банковским отчётам или справочной литературе. Однако порой мы сталкиваемся с умозаключениями, в которых ложность посылок неочевидна, хотя они и вызывают у нас сомнения. Иными словами, эти посылки сами нуждаются в обосновании, которое могло бы устранить наши сомнения. Мы перешли уже к рассмотрению второй содержательной ошибки в умозаключениях, названной нами «предвосхищение основания» . Так, умозаключение
  166. Если бы Цезарь был тираном, то он бы заслуживал смерти. Цезарь не был тираном. Следовательно, Цезарь не заслуживал смерти
  167. основывается на сомнительной посылке «Если бы Цезарь был тираном, то он бы заслуживал смерти», поскольку идея предавать смерти тиранов далека от очевидности.
  168. Ошибки в умозаключениях совершают люди, которые в одних случаях поступают осознанно, а в других – неосознанно. Поэтому мы можем их классифицировать в зависимости от того, осознанно они совершаются или нет. Ошибки в умозаключениях, совершаемые неосознанно, называются паралогизмами. Они являются следствием того, что у людей недостаточно развита логическая и интуиция. Ошибки в умозаключениях, совершаемые осознанно, называются софизмами. Они связаны не с недостаточной развитостью у людей логической интуиции, а с их желанием ввести других людей в заблуждение, чтобы обманным путём достичь каких-то своих целей.
  169. 19. Понятие и виды непосредственных умозаключений
  170. Непосредственные умозаключения - такие, в которых заключение выводится из одной посылки. Например, из суждения «Все адвокаты - юристы» можно получить новое суждение «Некоторые юристы - адвокаты».
  171. К непосредственным умозаключениям относятся: превращение, обращение, противопоставление предикату, умозаключение по «логическому квадрату».
  172. Превращение - такое умозаключение, в котором исходное суждение преобразуется в новое суждение, противоположное по качеству, и с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения.
  173. Обращение - такое непосредственное умозаключение, в котором происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения.
  174.  
  175. Обращение подчиняется правилу распределенности терминов: если термин не распределен в посылке, то он не должен быть не распределен и в заключении.
  176. Противопоставление предикату - это последовательное применение операций превращения и обращения - преобразование суждения в новое суждение, в котором субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом - субъект исходного суждения; меняется качество суждения.
  177. 20. Умозаключения посредством преобразования
  178. суждений
  179. Среди непосредственных умозаключений выделяют умозаключения, которые делаются:
  180. • на основе свойств отношений между категорическими суждениями (это выводы по логическому квадрату);
  181. • посредством преобразования структуры категорических суждений (это превращение, обращение, противопоставление предикату и противопоставление субъекту).
  182. 21. Умозаключения по логическому квадрату
  183. Логический квадрат — это схематичный способ классификации суждений. Он имеет форму геометрического квадрата, чья система классификации включает все атрибутивные суждения.
  184. Причем общие и единичные суждения рассматриваются как тождественные объему субъекта.
  185. 22. Понятие и структура силлогизма
  186. Силлогизм — это вид рассуждения, в котором две посылки, связывающие субъекты (подлежащие) и предикаты(сказуемые), объединены общим (средним) термином, обеспечивающим замыкание понятий (терминов) в заключении.
  187. В традиционной формальной логике силлогизмом называют дедуктивное умозаключение, в котором из двух ранее установленных суждений называемых посылками, получается третье суждение, называемое выводом.
  188. В простом категорическом силлогизме содержатся три термина:
  189. S — меньший термин: субъект заключения (входит в меньшую посылку и в заключение);
  190. P — бо́льший термин: предикат заключения (входит в бо́льшую посылку и в заключение);
  191. M — средний термин: входит в обе посылки, но не входит в заключение.
  192.  
  193. 23. Фигуры и модусы силлогизма
  194. Фигуры силлогизма отличаются друг от друга расположением среднего термина.
  195. В первой фигуре средний термин служит субъектом в большей посылке и предикатом – в меньшей,
  196. во второй фигуре он является предикатом в обеих посылках,
  197. в третьей фигуре – субъектом в обеих посылках.
  198. Четвёртая фигура - в ней средний термин является предикатом в большей посылке и субъектом – в меньшей.
  199. 24. Установление правильности силлогизмов
  200. Один из способов установления правильности силлогизмов заключается в следующем: нужно проверить, соблюдены ли (общие) правила силлогизмов.
  201. Общие правила:
  202. 1. по крайней мере одна из посылок должна быть общим суждением;
  203. 2. по крайней мере одна из посылок должна быть утвердительной;
  204. 3. при одной частной посылке заключение должно быть частным;
  205. 4. при одной отрицательной посылке заключение должно быть отрицательным;
  206. 5. при обеих утвердительных посылках заключение должно быть утвердительным;
  207. 6. средний термин должен быть распределен по крайней мере в одной из посылок;
  208.  
  209. 7. термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении.
  210. Если все общие правила соблюдены, то силлогизм правильный. Приведенный выше силлогизм удовлетворяет всем этим правилам, т.е. является правильным. Если хотя бы одно из этих правил не соблюдено, то силлогизм неправильный.
  211. 25. Простые и сложные силлогизмы
  212. Силлогизм — это вид рассуждения, в котором две посылки, связывающие субъекты (подлежащие) и предикаты(сказуемые), объединены общим (средним) термином, обеспечивающим замыкание понятий (терминов) в заключении.
  213. Сложный силлогизм состоит из нескольких простых силлогизмов. Они образуют полисиллогизм, или сложный силлогизм; это синонимы. Полисиллогизм представляет собой несколько соединенных между собой последовательной связью простых силлогизмов. При этом вывод, следствие одного из простых силлогизмов становится посылкой для последующего. Таким образом, получается своеобразная «цепь» силлогизмов.
  214. Все полисиллогизмы делятся на регрессивные и прогрессивные. Прогрессивный силлогизм характеризуется тем, что его заключение становится большей посылкой следующего силлогизма
  215. 26. Полные и сокращённые силлогизмы
  216. Силлогизм, в котором выражены все его части – обе посылки и заключение, называется полным.
  217. Силлогизм с пропущенной посылкой или заключением называется сокращенным силлогизмом или энтимемой (в переводе с греческого означает «в уме»).
  218. Пропущенной может быть не только большая, но и меньшая посылка, а также заключение: «Все студенты обязаны сдавать экзамены, значит, и Никитин обязан сдавать экзамены». Или: «Все студенты обязаны сдавать экзамены, а Никитин – студент». Пропущенные части силлогизма подразумеваются.
  219. 27. Сложносокращённые силлогизмы
  220. К сложносокращенным силлогизмам относится также эпихейрема. Эпихейремой называется сложносокращенный силлогизм, обе посылки которого являются энтимемами.
  221. Энтимема — это любое умозаключение (в широком понимании) или простой категорический силлогизм (в узком понимании), в котором опущена какая-либо из посылок или заключение, которые не формулируются явно, а лишь подразумеваются в силу их очевидности.
  222.  
  223. 28. Понятие и структура доказательства
  224. Доказательство — логическая форма мысли, обосновывающая истинность того или иного положения посредством других положений, истинность которых уже обоснована или самоочевидна.
  225. Доказательное рассуждение включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию
  226. Тезис — это выдвинутое оппонентом точное суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации.
  227. Аргуме́нт (до́вод) — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения — тезиса.
  228. Демонстрация (форма доказательства) — способ обоснованной логической связи между утверждаемым тезисом и аргументами
  229. 29. Прямые и косвенные доказательства
  230. В зависимости от способа обоснования выделяются прямые и косвенные доказательства.
  231. Прямое доказательство. Оно представляет собой рассуждение, в котором доводы непосредственно обосновывают истинность или ложность тезиса.
  232. Косвенное доказательство. Оно отличается тем, что доводы в нем обосновывают истинность какого-либо тезиса опосредованно, через обоснование ложности другого, исключающего его суждения.
  233. 30. Правила доказательств
  234. Классификация правил доказательства обусловлена его структурой — наличием в нем тезиса, оснований и способа доказательства.
  235. Правила тезиса:
  236. 1. Доказываемый тезис должен быть истинным. В доказательстве истинность тезиса не рождается, а лишь устанавливается, раскрывается, выявляется.
  237. 2. Тезис должен быть строго определенным, точным, четким. Это касается всех его логических компонентов как суждения: субъекта и предиката, количества, качества, модальности и т. д.
  238. 3. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства.
  239. Правила аргументов:
  240. 1. Аргументы должны быть истинными.
  241. 2. Истинность аргументов должна быть обоснована независимо от тезиса.
  242.  
  243. 3. Аргументы не должны противоречить друг другу.
  244. 4. Каждый из аргументов должен быть необходим, а все вместе достаточны для обоснования данного тезиса. Иначе говоря, в доказательстве не должно быть ничего упущенного (недостающего) и ничего излишнего.
  245. 31. Способы опровержения
  246. Опровержение тезиса путем «лишения основания» строится на обнаружении фактов, не согласующихся с аргументами, на которых базируется ложный тезис.
  247. Опровержение тезиса путем «сведения к абсурду» предписывает вывести следствия из опровергаемого тезиса, установить их ложность и сделать заключение о соответствующей ложности тезиса по закону отрицающего модуса условно-категорического силлогизма (из ложного тезиса выводятся ложные, или абсурдные следствия, в результате чего он отвергается).
  248. Отводящее опровержение тезисавыводит его ложность из установленной истинности антитезиса.
  249. Разделительное опровержение тезиса состоит в утверждении одной альтернативы из всех возможных и исключении остальных, среди которых находится и опровергаемый тезис (из установленной истинности одной альтернативы выводится ложность остальных и, в том числе, – ложность тезиса).
  250. Опровержение демонстрации предполагает обнаружение ошибок в тех умозаключениях, которые ее выражают.
  251. 32. Понятие и виды спора
  252. Спор - это столкновение противоположных мнений, в процессе которого каждая из сторон приводит доводы в поддержку своих убеждений и пытается опровергнуть доводы другой стороны.
  253. Спор бывает четырёх видов:
  254. 1. Дискуссия — спор, направленный на достижение истины и использующий только корректныем
  255. приемы.
  256. 2. Полемика — спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы.
  257. 3. Эклектика — спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.
  258.  
  259. 4. Софистика — спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.
  260. 33. Правила ведения спора
  261. 1) предмет спора должен быть понятным для его участников.
  262. 2) всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет.
  263. 3) стороны должны иметь несовместимые позиции по обсуждаемому
  264. вопросу.
  265. 4) тема спора не должна меняться на протяжении всего спора.
  266. 5) участниками спора должны соблюдаться правила логики.
  267. 6) спор предусматривает наличиеобщего фундамента для позиций сторон,
  268. общих предпосылок.
  269. 7) в споре должны соблюдаться моральные нормы человеческого общения.
  270. 34. Дискуссия и полемика
  271. Хуй с ним.
  272. 35. Корректные способы ведения спора
  273. Тактические приемы, помогающие выиграть спор, можно разделить на корректные и некорректные,или лояльные и нелояльные.
  274. Первые носят преимущественно технический характер, в них есть элемент хитрости, но нет прямого обмана.Приемы второго рода — это разнообразные обманные действия.
  275. Корректные способы ведения спора:
  276. 1. Возможно с самого начала захватить инициативу в дискуссии: предложить свою формулировку предмета спора, план и регламент обсуждения, направлять ход полемики в нужном вам направлении.
  277. 2. В споре допустимо возложить бремя доказывания на противника: повернуть дискуссию таким образом, чтобы подтверждать или опровергать что-либо пришлось не вам, а оппоненту.
  278. 3. Желательно концентрировать внимание и действия на наиболее слабом звене в аргументах противника, вместо того, чтобы стремиться к опровержению всех ее элементов: выявление несостоятельности одного-двух доводов оппонента может привести к разрушению (уничтожению) всей системы его аргументации.
  279. 4. Корректным приемом дискуссии является использование эффекта внезапности: наиболее важные и сильные аргументы целесообразно приберечь до завершения спора.
  280.  
  281. 36. Некорректные способы ведения спора
  282. Некорректные приемы спора
  283. Частый, но явно некорректный прием в споре – так называемая подмена тезиса. Вместо того чтобы обосновать выдвигаемое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвигаемого вместо того, которое требовалось доказать.
  284. Подмена тезиса может быть полной или частичной.
  285. Еще один некорректный прием –использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит.
  286. Аргумент к публике – вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей.
  287. Аргумент к личности –противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждениям.
  288. Аргумент к человеку – в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре или вытекающие из принимаемых ею положений.
  289. Аргумент к тщеславию –расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей
  290. Аргумент к физической силе («к палке») – угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения.
  291.  

Share with your friends:

Print