SaveText.Ru

Без имени
  1. ГРАНИЦЫ ДИЗАЙНА
  2.  
  3.  
  4. Введение
  5.  
  6. Экодизайн
  7.  
  8. Дизайн информации и психология в дизайне.
  9.  
  10. Нон-дизайн как неприятие нового
  11.  
  12. Заключение
  13.  
  14.  
  15.  
  16.  
  17. Введение.
  18.  
  19. История развития дизайна насчитывает многие годы. С самого начала своего существования дизайн претендовал на охват самого широчайшего поля деятельности. В качестве объекта дизайнерского творчества теперь выступает вся материальная среда.
  20.  
  21. Основной проблемой теоретического осмысления дизайна до сих пор остается вопрос о природе дизайнерской деятельности и о соотношении ее с другими видами деятельности, не только искусства.
  22.  
  23. Очевидно, что промышленные дизайнеры работают только над формой изделий, выпускаемых серийно, используя художественные средства формообразования. Иногда деятельность дизайнера можно сопоставить с работой инженеров, конструкторов, которые изобретают новые материалы и  конструкции, значительно влияющие на облик предметного мира.
  24.  
  25. На первый взгляд дизайн также связан с архитектурой. На этапе становления дизайна как новой профессии дизайнеров даже называли «архитекторами изделий промышленного производства» и «архитекторами малых форм».
  26.  
  27.  Нередко дизайн сравнивают с декоративно прикладным искусством. Это особенно обоснованно, когда речь идет о единичных авторских работах.
  28.  
  29. На данном этапе развития нашего общества, в рамках непрерывно развивающихся технологий дизайн буквально обрастает дополнительными гранями, сферами его применения.
  30.  
  31. Нередко толчком этому служит мода. В моде восточные культуры либо сохранение природных богатств - и расцветает фен-шуй, дизайн становится  экодизайном. Общество помешано на офисной культуре - и вот уже дизайн проникает в саму сущность процессов, происходящих в рамках корпораций, фирм, появляется процессуальный дизайн.
  32.  
  33.  Тут целесообразно отметить важную проблему, что же теперь является продуктом дизайна, ведь выходя из постиндустриального общества  информационное, человечество расширило свое материальное пространство до информационного, оперирует уже услугами, информацией и процессами и всему этому, как некогда первым промышленным установкам, нужна рациональная, стройная форма.
  34.  
  35. Сейчас профессия дизайнера в моде. Множество курсов и школ за небольшую плату и за короткий срок готовят специалистов-дизайнеров. Всюду пестрят объявления, подготовка дизайнеров поставлена на поток.
  36.  
  37. Но, очевидно, что  в рамках таких требований и сам дизайнер, должен обладать рядом качеств, зачастую совсем не связанных с художественными - это и эколог, и психолог, и маркетолог и т. д.
  38.  
  39. Тем не менее, оставаясь для многих людей ноуменом, дизайн представляет собой вполне самостоятельную и принципиально новую область творчества.
  40.  
  41. Брюс Стерлинг, писатель-фантаст и профессор дизайна, был прав, когда говорил: «Дизайн нельзя закончить». Не успеете вы закончить дизайн, как возникнет потребность в новых функциях, переходе на другие рынки или изменении контента.
  42.  
  43.  Даже самый элегантный дизайн начинает рушиться под давлением новых возможностей и приходит время переделывать дизайн, расширять его границы.
  44.  
  45.  
  46.  
  47. В доказательство этого автор хотел бы несколько абстрагироваться от понятия «классический дизайн» и  рассмотреть некоторые из новых областей дизайна, которые расширяют эти границы.
  48.  
  49. Экодизайн.
  50.  
  51. В первую очередь автор хотел бы рассмотреть Экодизайн или экологический дизайн жилища человека (квартиры, дома , дачи, офиса и т.д.). Ведь современный дом должен быть красивым и удобным, а еще иметь душу.
  52.  
  53. Особенность экодизайна и в том, что он учитывает характер, возраст, социальный статус и даже темперамент жильцов. Экологический дизайн высвобождает и направляет положительную энергию, правильно располагает мебель в доме и выбирает оптимальное сочетание цветов. А также нейтрализует в квартире патогенные зоны, устраняет влияние отрицательной энергии.
  54. Задача экодизайнера - привлечь в дом, как можно больше животворной энергии ци. Все помещения в доме в ней нуждаются, но необходимое количество ее зависит от конкретных функций каждого помещения. Если энергии ци мало, то жильцы чувствуют вялость, тяжелы на подъем, но избыток ци тоже вредит - он приводит к хаосу. Ци должна двигаться по дому беспрепятственно, не встречая на пути ловушек. Если вы с трудом протискиваетесь между предметами обстановки, например, чтобы сесть или выйти из-за стола, значит энергия ци застаивается. Существуют еще две противоположные, уравновешивающие друг друга энергии: инь и ян. Например, спальня должны быть более иньской. Здесь уместен приглушенный, неяркий свет. С другой стороны, если вы ощущаете недостаток энергии, беспричинную грусть, попробуйте добавить ян в обстановку гостиной, кухни или мастерской яркими красками, более мощным освещением, музыкой...
  55.  
  56. Наши человеческие проблемы напрямую связаны с проблемами нашего дома. Решив их, мы можем изменить свою жизнь. Определенные необременительные и не требующие глобальных материальных затрат рекомендации по выбору места жительства и организации внутреннего пространства дома или офиса помогут полному раскрытию ваших потенциальных возможностей.
  57. Даже элементарное перемещение мебели или изменение сочетания цветов в помещении способны благотворно повлиять на ваше самочувствие, материальное благосостояние, карьерный рост, любовные и семейные отношения.
  58.  
  59.  Из вышесказанного видно, что дизайнер в этой области помимо элементарных знаний композиции и колористики, дизайнер должен обладать также экологическими знаниями и навыками. Хотя автор считает, что таковые нужны скорее для изготовления  предметов мебели, окружения.
  60.  
  61.  А здесь же за частую главную роль играет внушение, возможно самовнушение, а следовательно, психология.
  62.  
  63.  
  64.  
  65. Оформление информации и психология в дизайне.
  66.  
  67.  
  68.  
  69.  Очень часто встречаются суждения, что дизайн - это оформление информации. Говорят о нем как об элементе, существующем отдельно от текста, имеющем свои правила и законы. Не забывают упомянуть о его важности общими фразами.
  70.  
  71. Но разве графика, цвет и вся композиция не составляют информационное содержание страницы? Основной процент получаемой человеком информации воспринимается зрением. По статистике, воспринимается 83% информации зрительно. И 40% из нее запоминается человеком (против 20% услышанного!). А изображение может нести в себе ничуть не меньше (а иногда и больше) информации, чем текст. Но как связать их воедино? Как заставить дизайн нести тему страницы? Вот это уже вопрос
  72.  
  73. психологии. Нет, оставим в покое Юнга и Фрейда с их фундаментальными теориями и обратимся к прикладной психологии. Любое изображение вызывает у человека ассоциации. Но проблема в том, что одни предметы, сюжеты или графические элементы вызывают у всех людей (вернее, у многих) одинаковые ассоциации, а другие - совершенно различные. И если вы ошибочно строите ассоциативный ряд, то можно завести пользователя совсем не туда, куда бы вам хотелось. Поэтому для построения устойчивых
  74.  
  75. ассоциаций, настроения или образа часто нужно дополнять композицию элементами, укрепляя тематическую линию. Такими элементами может быть что угодно: изображение, слово (первичный источник информации) или целая фраза, линия,
  76.  
  77. размывка, коллаж. Главное - стремиться не к слепому усложнению, а к созданию устойчивого ассоциативного ряда по конкретной теме. Вы, наверное, уже заметили, что на сложных, детализированных, иногда не понятных с первого взгляда изображениях хочется
  78.  
  79. задержать взгляд и они надолго остаются в памяти. Но немногие из них действительно несут тему или настроение. Большинство похоже на простую мозаику, сборище не связанной между собой графической информации. Творчество дизайнера в индивидуальных работах может быть любым - это его личное дело. Здесь работает понятие "дизайн ради дизайна". Но в оформлении конкретного заказа, рассчитанного на большую и различную аудиторию, важно не перестараться.
  80.  
  81. Пользователь, просматривая оформление, всегда стремится сделать вывод, ищет законченность в понимании представленной информации. И, сделав его, испытывает эстетическое удовлетворение.
  82.  
  83. Задача дизайнера - помочь ему в этом. Построить твердый, конкретный ассоциативный ряд, раскрывая тему. Простой пример - когда используется перевернутый текст. Это простая преграда для его восприятия, и пользователь способен прочитать этот текст, но решение этой загадки приносит подсознательное удовольствие и заостряет внимание на
  84.  
  85. этом слове или фразе. Другое дело - уместно ли такое действие в конкретной ситуации.
  86.  
  87.  Таким образом, из этого видно, что дизайнер всегда действует не для себя (в этом его отличие от художника), а  для других, следовательно, дизайнер должен обладать особыми психологическими навыками, при этом не должен быть подавляющими гипнотизером, а тонким психологом, чувствовать так, как чувствует адресат.
  88.  
  89.  
  90.  
  91. Нон- дизайн как неприятие нового в дизайне.
  92.  
  93.  И, наконец, автору хотелось бы коснуться такого понятия как нон-дизайн - термин, введенный В. Глазычевым в 70 - е годы прошлого века.
  94.  
  95. Наряду с «классическим» дизайном в последние годы происходит интенсивное развитие иного дизайна. Было бы значительно проще, если бы мы имели возможность отнести складывающийся в США нон-дизайн к иному классу явлений, не называя его дизайном, однако у нас нет к этому оснований. Нон-дизайн в любой из его многочисленных вариаций осуществляется дизайнерами-профессионалами в рамках существующих дизайн-фирм, специалисты, которые развивают этот вид дизайнерской деятельности, называют его дизайном и, очевидно, имеют к этому основания. Более того, теми же фирмами и теми же специалистами осуществляется одновременно и параллельно практика «классического» дизайна вещей.
  96.  
  97. Ральф Каплан в номере журнала «Design», посвященном США, подчеркивает, что американский дизайн в пос1-леднее десятилетие заметно прогрессировал в двух направлениях. «Первое - возрастающее использование дизайнеров в производстве непотребительских товаров. Второе - сумма недизайнерских услуг, которые сейчас выполняют дизайнеры» (18).
  98.  
  99. Помимо анкетного исследования журнал «Industrial Design» провел дополнительные опросы фирм и утверждает: «Ряд дизайнеров-консультантов ощущает, что они свободны в более независимой деятельности теперь, когда группы стафф-дизайна переняли функции дизайна в ряде областей легкой промышленности».
  100.  
  101. Еще несколько лет назад «недизайнерский дизайн» компании «Раймонд Лоун энд Снайт инк.» мог показаться экстравагантным исключением - в настоящее время количество фирм, трактующих дизайн чрезвычайно широко (собственно, как всякое проектирование), непрерывно увеличивается. Руководитель дизайн-фирмы Уолтер Дорвин Тииг один из первых осознал, что проблемы и нужды, возникающие из растущей сложности производства, требуют нового типа дизайнера-консультанта, который мог бы соединить технологию, проектирование и средства торговли в специальную службу для руководства бизнесом. Конечно, под руководством здесь имеется в виду выполнение экспертной службы для высшей промышленной администрации, значительное увеличение престижа профессии, подъем ее на новый уровень. В соответствии с этой программой дизайн-фирма Тиига ведет, в частности, многолетнюю систему проверки качества ракетных установок для флота США. Для «Коламбиа гэс систем» фирма разработала принципиально новую инфракрасную систему кухни, этот проект, осуществленный под непосредственным руководством Тиига, представляет собой тот (редкий пока еще) случай, когда дизайнер был приглашен для разработки концепции продукта задолго до того, как к его реализации подключились производственные отделы.
  102.  
  103. «Дейв Чепмен, Голдсмит энд Ямасаки» отнюдь не ограничивается разработкой отдельных продуктов - фирма выиграла, в частности, премию Форда по исследованию применения телевидения в школьном обучении. По словам клиента, «мы убедились, что дизайнер знал больше о передаче знаний людям, чем кто-нибудь другой» (в конкурсе принимали участия университеты и научно-исследовательские институты).
  104.  
  105. Фирма «Кашинг энд Невелл» может показать очень немного из «классического дизайна», зато непрерывно набирает вес как поставщик технических руководств и программ для производства.
  106.  
  107. Усилия фирм распространяются на овладение статусом экспертной службы в космических программах и программах реконструкции производства, программах торговых операций и длительных рекламных компаний, программах выставок и программах дизайна семейств промышленных товаров.
  108.  
  109. Фирма Элиота Нойеса не заключает контрактов на проектирование, если эти контракты не гарантируют ей регулярного и продолжительного характера деятельности, охватывающей фирменный стиль, архитектуру, рекламу и дизайн. Ведущий дизайнер фирмы Бевилакуа определяет работу дизайнера-консультанта как руководство во всех областях, где корпорации производят что-либо, на что смотрят люди. Большинство клиентов «Генри Дрейфус асс.» заключает с ней долговременные соглашения - дизайн-фирма берет на себя ответственность за дизайнерское проектирование в системе компании в течение длительного времени и ведет все проекты в области дизайна. Фактически здесь дизайн-фирма выступает как эксперт, осуществляющий методический контроль за деятельностью групп стафф-дизайна в этих промышленных корпорациях. С 1955 по 1960 год фирма «Мюллер Манк» занималась комплексными изысканиями в области экономических, материальных и трудовых ресурсов по контракту с правительствами Израиля, Турции и Индии. Руководство фирмы «Уилльямс асс.» делает попытку сформулировать кредо нон-дизайна: «Мы твердо убеждены, что использование профессионального дизайна для разработки «случайного» проекта изделия или графики является малоэффективным способом отношений как для клиента, так и для нас. Наши усилия направлены на создание концепции тотального дизайна-коммерции; соответственно мы ищем таких клиентов, которые стремятся к глубине дизайнерских разработок и широте программ своей деятельности. Мы стремимся до максимума увеличить время, отводимое на обдумывание проблемы, и сократить до минимума время, затрачиваемое на художественную обработку» (19).
  110.  
  111. В настоящее время независимые дизайн-фирмы предпринимают энергичные усилия в овладении всей искусственной средой, создаваемой человеком, вместо проектирования отдельных элементов этой среды. Очевидно, что среда и есть просто сумма этих элементов, ее составляют и сложные системы связей между элементами, а проектирование связей существенно отличается от проектирования элементов. Когда содержанием американского дизайна была в первую очередь коммерческая стилистическая обработка продукции, не находившей потребителя в обстановке кризиса и депрессии, Раймонд Лоуи демонстрирует работой для «Гештеттнер» экономическую эффективность стайлинга.
  112.  
  113. Именно Раймонд Лоуи впервые осуществил программу комплексного дизайна для Пенсильванской железной дороги: начав с проектирования сборной стандартной железнодорожной станции, дизайнер сумел доказать руководству компании необходимость последовательной модернизации всего железнодорожного хозяйства - от локомотива до кассового автомата. Именно фирма Раймонда Лоуи выполнила впервые сложнейшую проектную задачу: было необходимо изменить упаковку популярных сигарет «Лаки страйк» таким образом, чтобы, приобретая новых потребителей, не потерять старых (консерватизм в потреблении табачных изделий чрезвычайно велик).
  114.  
  115. Не удивительно, что именно фирма Лоуи (особенно когда его компаньоном стал Снайт, которого Каплан называет одним из лучших в мире авторитетов относительно практически всего) была в числе лидеров и в переходе от «классического» дизайна к нон-дизайну или тотальному обслуживанию рынка. Снайт гораздо в большей степени заботится о виде услуг, которыми могут воспользоваться клиенты фирмы, чем тем, называются ли эти услуги дизайном или нет; он утверждает, что хотя фирма проектирует множество продуктов и упаковку, она выполняет также и другие услуги, которые являются необходимостью, если дизайн вообще что-нибудь из себя представляет.
  116.  
  117. Понятно, что сами дизайнеры не могут провести ряд этих работ без контакта с другими специалистами, но важно здесь то, что дизайн-фирма берет на себя функции организатора и координатора общей программы работ, выступает в роли высшего эксперта. Фирма Раймонда Лоуи ведет преимущественно нон-дизайнерское проектирование или чисто экспертно-методические работы, «классический» дизайн отодвинулся в ее деятельности на задний план.
  118.  
  119. Лидером в области организованного нон-дизайна стала все же иная фирма - «Липпинкотт энд Маргулиес». Если Лоуи формулировал кредо деятельности фирмы, определяя ее как гигантское агентство добрых услуг и не расшифровывая, что понимается под добрыми услугами, то руководство «Липпинкотт энд Маргулиес» стремится к открытой и максимальной четкости своей жизненной программы:
  120.  
  121. «Мы организованы как рекламное агентство - выполнение отдельных услуг вплоть до наименования продуктов. Содержание дизайна - стать интегральной частью «тотального рынка». Мы были всегда и являемся сейчас дизайн-службой и не более. Рост нашей активности в сфере рынка направлен к достижению скорее тотальной, чем фрагментарной коммуникации между нашим клиентом - корпорацией - и ее клиентурой» (20).
  122.  
  123. В вводной первой главе мы приводили почти анекдотический пример дизайнерского проектирования кандидата на местных выборах, но, как это ни парадоксально, этот пример все же еще гораздо ближе к «классическому» дизайну, чем ряд программ тотального дизайна. Выраженные в чистом виде работы в системе нон-дизайна над созданием цельных программ деятельности крупных организаций значительно дальше отходят по используемым средствам от дизайна вещей.
  124.  
  125. Дизайнерская проектная деятельность изучена крайне слабо, сейчас еще очень трудно объяснить, каким образом квалифицированные художники-проектировщики оказываются специалистами в системе нон-дизайна. Несомненно, что задачи нон-дизайна - это задачи, относительно которых нет жестко определенных условий, это всегда открытые программы, характер которых нельзя определить на основании объективной информации.
  126.  
  127. Исследование проектирования как творческой деятельности требует выработки специальных средств, их еще не хватает. Однако в рамках этой работы нам практически не обязательно прибегать к результатам такого исследования, даже если бы они уже были достоверно определены. Наша задача - выяснить анатомию дизайна, минимально затрагивая внутреннее содержание деятельности, тем более что пока еще оно остается в области догадок. Нам сейчас достаточно констатировать очевидный факт - квалифицированные дизайнеры высшего класса, работающие в системе независимых дизайн-фирм, имеющие значительный опыт решения задач «классического» дизайна, приобретают достаточный опыт, достаточные профессиональные средства для решения новых, особых задач.
  128.  
  129. Естественно, что развитие нон-дизайна становится возможным только потому, что изменение характера капиталистического производства резко повышает роль длительного программирования деятельности отдельных фирм. А оно выдвигает перед администрацией новые задачи, которые, оказывается, невозможно решить традиционными средствами оценки актуального спроса и прогнозов на основании этой оценки.
  130.  
  131. Нам важно выделить ион-дизайн как качественно новое явление, возникшее совсем недавно и не нашедшее ни малейшего отражения в имеющейся и рассмотренной нами литературе по дизайну.
  132.  
  133. Автор считает, что по сути Глазычев называет нон-дизайном едва начавшие свое формирование новые сферы дизайна, в том числе приведенные выше. Нужно отметить, что это исторически обусловлено и вполне естественно, что дизайн двух сфер - материальной и нет - разделялся на классический и нон- дизайн соответственно. Как следствие, все новое и в этом случае началось с неприятия, отрицания, отсюда и частица «нон».
  134.  
  135. Но наше общество непрерывно развивается и в данный момент большую часть дизайна можно назвать по-глазычевски «нон-дизайном». Но, повторюсь, в рамках современности эта проблема утратила актуальность.
  136.  
  137.  
  138.  
  139. Заключение.
  140.  
  141.  Изделия дизайна - лишь конечный продукт, базирующийся на историческом развитии идей.
  142.  
  143. Иногда кажется, что дизайнеры состязаются с декораторами научно-фантастических фильмов. Какие-то вещи напоминают нам изделия Филиппа Старка. Получается, что его дизайн, когда-то воспринимавшийся как отказ от дизайна и проповедь не-вещей для не-потребления, радостно привился как новое стилевая органическая система. На основе некоторых модных тенденций, сформировавших каноны дизайна начала 3-го тысячелетия, дизайна, отбросившего узнаваемость родовой принадлежности вещей.
  144.  
  145. Дизайн с самого начала своего существования ставил перед собой задачу связать в единое целое красоту и целесообразность, технические и эстетические начала, создание новых типов и видов изделий, организации целостного предметного мира, соответствующего материальной и духовной культуры современного общества. И так как последнее уже давно расширило свои пределы, выйдя из материального пространства в информационное, дизайн не должен от него отставать. Следовательно, должен также непрерывно развиваться, расширять свои горизонты  и  охватывать все новые сферы, поскольку рациональным и гармоничным должно быть все.

Share with your friends:

Распечатать