SaveText.Ru

Без имени
  1.  
  2. Младший школьник как субъект образовательного процесса
  3. Кузнецова Е.В.
  4. 30 мая 2016
  5. Аннотация
  6. В статье рассказывается о роли младшего школьника в образовательном процессе.
  7.  
  8. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразные структуры личности ребенка на данном этапе его развития». «В процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание и методы обучения и все это не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития» (А.В.Петровский).
  9.  
  10. Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет – играет, не хочет – не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Ведущим видом деятельности становиться УЧЕБНАЯ. Учебная деятельность непосредственно направлена на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Эти предметы не даны как кубики, с которыми можно манипулировать. Все они абстрактны, теоретичны, с ними надо научиться манипулировать. И эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к ребенку.
  11.  
  12. У дошкольника имеется две формы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не влияют на взаимоотношения с родителями. Эти отношения существуют параллельно и связаны иерархическими связями. В школе возникает новая структура этих взаимоотношений.
  13.  
  14. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка с родителями и с детьми. Она пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, то и дома хорошо.
  15.  
  16. Дома, с одной стороны, к жизни ребенка, к его занятиям более уважительное отношение, но одновременно предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо – учитель. От него исходят все основные требования. Первое время учитель для ребенка – чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. Не все дети легко переносят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первоклассники чувствуют себя скованно; другие – наоборот, бывают перевозбуждены, трудно управляемы.
  17.  
  18. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилу, то правило разрушается.
  19.  
  20. Эта социальная ситуация развития требует особой деятельности – учебной. Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Человек должен уметь учиться. В этом и заключается задача начальной школы – прежде всего, научить ребенка учиться. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в них не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Самое главное в учебной деятельности – это оценка собственных изменений, поворот на самого себя.
  21.  
  22. Младший школьник характеризуется степенью пригодности, готовности и включенности в учебную деятельность. Пригодность определяется уровнем физиологического, психического и интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Готовность к школьному обучению означает сформированность положительного отношения к школе, к учению как к радости открытия нового и вхождения в мир взрослых.
  23.  
  24. Анатомо-физиологическое развитие шестилетнего ребенка достигает требуемого уровня. Однако незаконченность окостенения скелета требует постоянного внимания к размерам мебели, к тому, как ребенок сидит, не перегружен ли письменными заданиями. Ребенок быстро утомляется и нуждается в соответствующем режиме работы.
  25.  
  26. Говоря о психической готовности ребенка к учебной деятельности, необходимо рассмотреть мотивационно-потребностный аспект: ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни. Фактически их можно разделить на две группы:
  27.  
  28. желание занять новую позицию (учение – это деятельность, которая делает ребенка более взрослым и оценивается окружающими, как важная и общественно значимая);
  29. внешняя атрибутика (новый вид одежды, учебники, школьные принадлежности и т.д.)
  30. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения. Побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Необходимо сформировать познавательную мотивацию.
  31.  
  32. Чтобы сохранить положительное отношение, необходимо включать учащихся в решение познавательных задач, решая которые, они будут узнавать новое в окружающем их мире, при чем учащиеся должны как бы открывать их для себя. Необходимо вводить в учебный процесс дидактические игры для формирования деятельности учения.
  33.  
  34. Следующее условие связано со стилем поведения учителя с детьми. Некоторые учителя используют «запретительный» стиль, когда с первого дня пребывания ребенка в школе акцентируют его внимание на том, чего нельзя делать. Психологически ребенку легче усвоить правила поведения в школе, если учитель естественно подведет его к этим правилам. Педагог вместе с детьми обсуждает, что, как и почему надо делать в классе. В этом случае ребенок подводится к правилам поведения логикой нового вида деятельности, он как бы сам их формулирует, они не выступают как приказ учителя.
  35.  
  36. Если учитель считается с указанными условиями, то сохранит и разовьет у детей познавательные потребности, без которых истинная деятельность учения не возможна.
  37.  
  38. Однако одной мотивационной готовности к обучению недостаточно. Диагностика готовности к школе должна опираться не на педагогический подход (уровень сформированности учебных навыков: читать, писать, учить стихи, считать), а на психологический (результат общего психического развития ребенка, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют уровень умственного, эмоционального и социального развития ребенка).
  39.  
  40. Наличие тех или иных конкретных знаний и умений у ребенка не может служить критерием его готовности к школе. Готовность к школе определяется удовлетворением ряда требований, к которым относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда, владение речью, развитие мелкой мускулатуры кисти руки, умение сотрудничать, произвольность поведения, желание и интерес учиться.
  41.  
  42. Более адекватный подход к установлению готовности к школе состоит в проверке степени развития основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, воли и т.д.
  43.  
  44. Сенсорное развитие: при поступлении в школу ребенок должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств тому или иному эталону. Если речь идет о цвете, то он должен уметь дифференцировать цвета. Аналогично – видеть форму, размер предмета. Однако у большинства детей еще отсутствует умение анализировать воспринимаемые свойства предметов. В процессе учебной деятельности у них необходимо это постоянно формировать, учить их наблюдать.
  45.  
  46. Внимание: непроизвольное и произвольное. Шестилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. У него фактически не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому учитель должен формировать его с первых дней учебного года.
  47.  
  48. Память: характеристика памяти аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что непосредственно интересно для него. Однако с первых же дней школьной жизни ему необходимо запоминать правила поведения, помнить их и постоянно следовать этим правилам, должен запоминать то, что ему нужно сделать дома. Учебная деятельность постепенно приводит ребенка к произвольным видам памяти, внимания, но без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения.
  49.  
  50. Мышление и речь шестилеток: развитие мышления проходит несколько стадий. Начальная – наглядно-действенная, т.е. действия не могут выполняться без опоры на предметы или их материальные заменители. Шестилетние дети могут находиться и на стадии наглядно-образного мышления, т.е. может выполнять действия, не используя рук. Глаз заменяет руки, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Речь достаточно хорошо развита, дети уже усвоили грамматику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. Запас слов существенно расширяется (от трех до семи тысяч).
  51.  
  52. Развитие воображения подготовлено дошкольными играми, сказками. Оно имеет большое значение для воспитания творческой личности, поэтому учитель должен продолжать развивать эту функцию методами, адекватными учебной деятельности.
  53.  
  54. Возраст 6-7 лет является переходным критическим возрастом, поэтому Д.В.Эльконин отмечал, что психодиагностика в переходный период должна оценить новообразования прошедшего возрастного периода, т.е. оценить сформированность игровой деятельности, произвольность, умение управлять своим поведением, подчиняться правилу, социальные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками, хорошее развитие наглядно-образного мышления и воображения, а также диагностировать зачатки учебных новообразований: уровень развития общих представлений, осведомленности, способность к элементарным логическим выводам.
  55.  
  56. Центральным психологическим новообразованием этого возраста, по Л.С.Выготскому, является «обобщение переживания» - «интеллектуализация аффекта». Если ранее поведение ребенка диктовалось ситуацией, то теперь он строит свое поведение в соответствии с определенными правилами и социальными нормами.
  57.  
  58. Теперь остановимся на психологических особенностях младшего школьного возраста:
  59.  
  60. ведущая деятельность – учебная
  61. перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической), мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий
  62. развитие саморегуляции поведения, воли
  63. усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний
  64. овладение навыками домашнего труда
  65. расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в детском коллективе
  66. развивающие игры занимают второе место после учебы
  67. формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки
  68. формируется уверенность в себе, компетентность; либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируется неуверенность в своих силах, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».
  69. Рассматривая психологически новообразования в младшем школьном возрасте, было установлено, что при любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших в первый класс. Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, обобщения, классификации. «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов», - подчеркивает Д.Б.Эльконин. Отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям формируется в учебной деятельности младшего школьника и реализуются через нее как отношение к содержанию, к методам обучения, учителю, классу и т.д. Фактором развития младшего школьника является отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка.
  70.  
  71. Требования учебной деятельности неизбежно формируют у учащихся
  72.  
  73. произвольность как характеристику всех психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика, т.е. научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Учащиеся научаются управлять своим поведением.
  74.  
  75. Рефлексия - от ребенка требуется не только решение задачи, но и обоснование его правильности, что постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он сделал, более того – оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик научается смотреть на себя как бы глазами другого человека – со стороны – и оценивать свою деятельность. Умение человека осознавать и обосновывать свою деятельность и называется рефлексией.
  76.  
  77. 3. В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя – в умственном плане, т.е. у них сформировался внутренний план действий.
  78.  
  79. Итак, психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий.
  80.  
  81. В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу, а также идет интенсивное формирование приемов запоминания (от наиболее примитивных- повторение, внимательное длительное рассмотрение материала- к более сложным –группировке, осмыслению связей различных частей материала).
  82.  
  83. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче.
  84.  
  85. Наиболее существенные изменения наблюдаются в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.
  86.  
  87. Младший школьный возраст- возраст интенсивного интеллектуального развития: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
  88.  
  89. Хочется так же затронуть тему организации обучения детей в младших классах.
  90.  
  91. Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе. Задача учителей и родителей заключается в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, умело и эффективно помочь ему преодолеть возникшие трудности.
  92.  
  93. Как это лучше сделать? В первую очередь необходимо обратить внимание на формирование у первоклассников полноценной учебной деятельности.
  94.  
  95. Психолого-педагогический анализ показывает, что у них чаще всего встречаются два вида трудностей: выполнение режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих детей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам.
  96.  
  97. Для того чтобы этого не происходило, необходимо включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям шести-семилетнего возраста такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Моральные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относится, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим. На первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание материальных с моральными способами стимулирования учения ребенка.
  98.  
  99. Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Эти компоненты, по В. В. Давыдову, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности. Если при выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это свидетельствует либо о неполноте освоенных ими учебных действий, а также действий, связанных с контролем и оценкой, либо о слабой отработке этих действий. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.
  100.  
  101. В умении преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.
  102.  
  103. В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух. В одном из экспериментов группу детей 9—10 лет обучали рассуждать вслух во время выполнения задания. Контрольная группа такого опыта не получила. Дети из экспериментальной группы с выполнением интеллектуального задания справились гораздо быстрее и эффективнее, чем дети из контрольной группы. Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к развитию рефлексивности как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга.
  104.  
  105. Умственные способности и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками довольно высоки. При правильно организованном обучении дети воспринимают и усваивают больше того, что традиционно дает обычная школа. Первое, чему нужно научить младшего школьника при выполнении домашних заданий, это выделение учебной задачи. Ребенок должен ясно представлять себе, каким способом выполнения задачи ему необходимо овладеть, для чего нужно то или иное задание как учебное, чему оно может научить.
  106.  
  107. Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых порах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения занятий, особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, чтобы правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи.
  108.  
  109. Что же касается обучения младших школьников в домашних условиях, то данный вопрос так же является актуальным и обсуждаемым, на мой взгляд. Трудности адаптационного характера легче и лучше всего преодолеваются тогда, когда одновременно с поступлением ребенка в школу с ним проводится большая работа дома. Преимущества домашней работы над школьной в адаптационном плане заключаются в том, что она носит индивидуальный характер и в большей степени, чем школьная, учитывает особенности каждого ребенка. Родителям, которые занимаются дома с детьми, эти особенности известны больше, чем посторонним людям, эпизодически встречающимся с ребенком, в частности учителям. Кроме того, дома ребенок обычно чувствует себя более раскованно, и у него имеется больше свободного времени. Этим временем дома можно лучше распорядиться.
  110.  
  111. В домашнем деловом и личностном общении с ребенком необходимо активно помогать ему преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в школе. Мы уже знаем, например, что значительная часть учащихся первого класса отстает в учении из-за неумения выделять и осознавать учебную задачу. Чтобы научить ребенка этому в домашних условиях, следует систематически настойчиво и доходчиво объяснять ему, что каждый школьный предмет, каждый урок и каждое учебное задание рассчитаны на то, чтобы чему-то полезному его научить.
  112.  
  113. Правильный контроль и адекватная самооценка также сами собой возникнуть не могут, их необходимо сознательно формировать. Многие дети, поступающие в первый класс, в состоянии контролировать свое поведение, но не могут держать постоянно в сфере внимания процесс и результаты учебной деятельности. Чтобы сформировать контроль и самооценку, необходимо приучить ребенка сравнивать выполняемую им работу с некоторым образцом, предварительно научив его приемам такого сравнения. Контроль и самооценку ребенка нужно формировать не только в учебной, но и в других доступных ему видах деятельности: в игре, в конструировании, в разнообразных домашних заботах и делах. Тогда легче будет обобщить и перенести приемы контроля на учение.
  114.  
  115. Слежение за правильностью выполнения задания должно стать обязательным условием выполнения любой учебной деятельности и осуществляться ребенком самостоятельно. В начале обучения в школе лучше не пользоваться отметками, а оценивать весь процесс выполнения учебной задачи в целом, без выставления оценки результатов, выявляя и анализируя положительные и отрицательные стороны выполняемой работы.
  116.  
  117. Особое внимание в домашних условиях должно быть обращено на развитие мышления и речи ребенка. «Обучая ребенка письменной речи,— писал Д. Б. Эльконин,— мы учим его не только орфографии, правописанию и грамматике, мы одновременно воспитываем его мышление, мы учим его дисциплинировать собственную мысль, учим его произвольно ею пользоваться, контролировать ее ход».
  118.  
  119. Необходимо побуждать школьника больше писать и, соответственно, стимулировать занятия письмом. В начале обучения письменной речи это могут быть довольно короткие письма родным и знакомым, краткие изложения услышанных или самостоятельно прочитанных рассказов, написание маленьких сочинений на заданную тему и т. п. Очень важно, чтобы развивающееся мышление ребенка параллельно совершенствовалось в нескольких планах: в устной и письменной речи, в теоретических рассуждениях и практических делах. Особенную роль в развитии теоретического мышления школьников младших классов играют занятия языками и математикой, так как эти науки представляют ребенку основные системы символов, которыми пользуются люди. Для того чтобы усвоение математических понятий детьми с самого начала обучения в школе шло нормально, необходимо чаще предлагать школьникам решать разнообразные практические задачи с использованием соответствующих знаний и понятий. Главными из них для углубленного понимания математики как науки являются понятия величины, множества, числа, операции.
  120.  
  121. Математические задачи и упражнения обычно вызывают непосредственный интерес у многих младших школьников, особенно тогда, когда их выполнение связано с решением практических задач, удовлетворяющих актуальные интересы и потребности ребенка. Труднее бывает формировать и поддерживать такой интерес к познанию и усвоению языка как знаковой системы.
  122.  
  123. Практическое мышление детей совершенствуется и хорошо развивается также через представления и образное мышление, особенно в таких видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, изготовление поделок, сборка и разборка различных конструкций. Их также необходимо как можно чаще применять в домашней работе младших школьников.
  124.  
  125. Более детально, хотелось бы затронуть проблематику игровой и учебной деятельности у младших школьников. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольное детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми.
  126.  
  127. Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это — игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т. п. К новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры. Помимо решения задач на развитие практического мышления эти игры укрепляют здоровье детей, вырабатывают смелость, настойчивость, другие полезные качества.
  128.  
  129. Каждый из четырех основных видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд — выполняет специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.
  130.  
  131. Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей творческой профессиональной деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по дому или по школе желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат.
  132.  
  133. Специфической особенностью детей младшего школьного возраста является то, что в этом возрасте обычно обнаруживаются первые признаки отставания детей в учении, причем в эти годы отставание еще может быть успешно ликвидировано. Основные причины отставания связаны обычно с обучаемостью и умственным развитием ребенка. Прежде чем обсуждать эти причины, важно установить, какой смысл психологи вкладывают в связанные с ним понятия. Обучаемость детей, по мнению Н. С. Лейтеса, отличается от уровня умственного развития по ряду следующих признаков. С возрастом в течение жизни человека уровень умственного развития обычно повышается, а обучаемость падает. Обучаемость ребенка младшего школьного возраста, как правило, выше, чем обучаемость подростка, юноши или взрослого, хотя уровень умственного развития последних выше. С возрастом, кроме того, могут происходить качественные изменения умственных возможностей человека, связанные с утратой им некоторых психологических преимуществ предшествующих, возрастных периодов жизни. Самый высокий уровень обучаемости обычно наблюдается в дошкольном и в младшем школьном детстве, поэтому практически очень важно как можно полнее использовать обучаемость детей данных возрастов.
  134.  
  135. Обучаемость разным предметам в каждом возрасте имеет особенности, которые связаны с индивидуальным своеобразием познавательных процессов и личности обучаемого. Это должно учитываться при подготовке и организации учебной деятельности. Часто встречающейся причиной низкой обучаемости детей младшего школьного возраста является их слабая память, плохое запоминание материала. Существенную отрицательную роль в отставании мнемической деятельности младших школьников, по мнению А. А. Смирнова, играет неумение применять способы эффективного осмысленного запоминания.
  136.  
  137. Еще на ранних стадиях изучения материала желательно переходить от пассивного его восприятия к активному воспроизведению. Это позволяет ученику проверять, что из данного текста он уже усвоил. Такая проверка благоприятно сказывается на процессе запоминания по двум причинам: во-первых, она активизирует внимание учащегося, выявляя то, что он уже знает; во-вторых, ученик видит, что прилагаемые им усилия подкрепляются успехами, и это дополнительно стимулирует его к запоминанию.
  138.  
  139. Запоминание при заучивании наизусть улучшается также и в том случае, если учащийся умеет сочетать друг с другом наглядно-образные и словесно-понятийные операции. Но самое главное заключается в том, чтобы активно включать в запоминание не просто понимание, но и осмысление материала, его когнитивную переработку. Чем больше в процессе запоминания задействованы интеллектуальные операции (знаковое кодирование, выяснение внутритекстовых логических связей, категориальное упорядочивание и когнитивные трансформации), тем лучше память.
  140.  
  141. Неуспеваемость школьников в младших классах может быть вызвана и другими причинами. Ценную информацию о них может дать анализ игровой и конструктивной деятельности детей. Устанавливая причины неуспеваемости, важно определить зону ближайшего (потенциального) развития ребенка, т. е. то, что он в состоянии понять и усвоить сам при минимальной помощи взрослого, а также то, как относится ребенок к предлагаемым ему задачам.
  142.  
  143. Список литературы
  144. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс. – 2000. – 548 с.
  145. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Российское педагогическое агентство. – 2001. – 374 с.
  146. Столяренко Л.Д. Общая психология. – Ростов н/Д: Феникс. – 2000. – 672 с.
  147. Антонова Г. П., Антонова И. П. Обучаемость и внушаемость млад-ших школьников // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс – 1991. – № 4. – с. 42–50.
  148. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика. – 1986. – 240 с.
  149. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика. – 1981. – 200 с.
  150. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика. – 1971. – 280 с.
  151. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
  152. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. – М.: Прсвещение. – 1986. – 144 с.
  153. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии— М.: Интор. – 1980. – 258 с.
  154. Полная версия · Пожаловаться
  155.  
  156.  
  157. Характеристика понятия «воспитание»
  158. Масленникова С.Ф.
  159. 31 июля 2017
  160. Аннотация
  161. В статье рассматривается сложное и многоплановое понятие «воспитание», приводятся его разные трактовки. Автор акцентирует внимание на таких характеристиках воспитания, как дискретность во времени и пространстве и непрерывность, системность, планомерность.
  162.  
  163. Сегодня воспитание признается важнейшей проблемой и практической задачей нашего общества. Актуализация проблемы воспитания подрастающего поколения обусловлена рядом причин. Это и многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры и национальных традиций; рост преступности, в том числе и экстремизма в молодежной среде; открытая экспансия чуждых ценностей национальному менталитету россиян, включающая пропаганду насилия, распущенности нравов, что влечет за собой девальвацию нравственных ценностей, усиления культа жестокости и насилия.
  164.  
  165. Сложившаяся традиционная система работы с подрастающим поколением и молодежью, существовавшая долгое время в отечественной педагогической практике, претерпела существенные изменения, не всегда позитивные. Часто подрастающее поколение оказывается наедине со своими проблемами. На необходимость перестройки системы воспитания, разработки новой отечественной концепции воспитания, базирующейся на новых демократических принципах и отвечающей ценностным установкам современного общества, указывают многие исследователи в области педагогики.
  166.  
  167. В педагогической литературе понятие «воспитание» трактуется как процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. При этом подчеркивается значимость освоения личностью в воспитательном процессе культуры и перевода общественно-исторического опыта в личный опыт [1]. Воспитание предстает в психолого-педагогических исследованиях как многоплановый процесс. Так, многие исследователи определяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией. В данном ключе — трактовка Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова: как сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности, обеспечивающий общественный прогресс и преемственность поколений [3]. В узком социальном смысле под воспитанием понимается «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни» [2, с. 73].
  168.  
  169. Понимание процесса воспитания в широком и узком смысле обусловлено такими его характеристиками как дискретность во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность, системность, планомерность — с другой. Различные акценты, расставляемые исследователями либо в сторону трактовки воспитания как непрерывного процесса социализации человека, либо в направлении понимания воспитания как дискретного процесса, осуществляемого в определенных организациях и ограниченного местом и временем, приводит к широкому спектру имеющихся определений данного понятия. В определении Г.Д. Бухаровой воспитание — это «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, подростка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека» [2, с.73].
  170.  
  171. Мы трактуем воспитание как компонент целостного образовательного процесса вуза, связанного с целенаправленной деятельностью педагогов по развитию профессиональных и личностных качеств студентов, способствующих их вхождению в контекст современной культуры, а также стимулирующих саморазвитие и становление их как субъектов и стратегов собственной жизни.
  172.  
  173. Не менее важно для определения исходных позиций нашего исследования рассмотрение современных подходов к воспитанию. По замечанию Г.Д. Бухаровой, «в условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России» [2, с.103].
  174.  
  175. Список литературы
  176. Белкин, А.С. Диссертационный совет по педагогике: опыт, проблемы, перспективы / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, 2005. – 208 с.
  177. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: ИЦ «Академия», 2009.
  178. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: ИЦ «Академия», 2001. – 176 с.
  179. Вам может быть интересно
  180. Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  181. novainfo.ru
  182. О формировании социально-личностных компетенций студентов вуза
  183. novainfo.ru
  184. Актуальные вопросы современного высшего технического образования
  185. novainfo.ru
  186. Об организации воспитательной работы со студентами во внеаудиторной деятельности
  187. novainfo.ru
  188. Изучение ценностного отношения к высшему образованию студентов технического университета
  189. novainfo.ru
  190. Полная версия · Пожаловаться

Share with your friends:

Print