SaveText.Ru

Без имени
  1. Необходимость регионального компонента в образовании дизайнеров
  2. Т.Ю. Быстрова
  3.  
  4. Современное высшее образование существует, с одной стороны, в контексте объективного процесса глобализации, с другой - необходимости следования определенной культурной традиции, ее сохранения и развития. Первый связан не только с возможностями получения открытого индивидуализированного образования, но и с ориентацией на новационность, технологичность, унифицированность и прагматичность, порой в ущерб содержательности и при снижении роли духовно-ценностных компонент. Вторая позволяет приобщить человека к ценностно-смысловому потенциалу его культуры, способствует его самоопределению как личности и как члена социума, что способно приводить к росту профессионализма, ответственности, креативности. Вопрос о соотношении универсального и индивидуального, новаторского и традиционного, технологического и аксиологического следует решать в каждом отдельном случае особым образом, с учетом многих культурных, социальных, экономических составляющих. В этом случае сам процесс получения образования теряет обезличенность, позволяет изначально решать конкретные прикладные проблемы, а молодой специалист выходит в жизнь с четким ощущением собственной необходимости и значимости.
  5.  
  6. Проблемы регионализации дизайнерского образования тем более актуальны на тех территориях России, где сохраняется традиционная культура и которые интенсивно осваивались на протяжении последних 50-70 лет, в первую очередь различных регионах Сибири. Такое освоение имело как положительные, так и негативные последствия. Поскольку природные богатства большинства таких регионов (нефть, газ), могут быть исчерпаны в ближайшие 20-30 лет, то уже сегодня необходимо задуматься над перспективами жизни и развития, которые не могут быть осуществлены без участия любящих свою землю специалистов. Им предстоит не просто создавать и утверждать новое, но делать это при постоянном бережном обращении к наследию предков.
  7.  
  8. В этих условиях основой образовательной концепции по дизайну может и должна выступать культурная составляющая, опирающаяся на традицию. Традиция не статична и вовсе не отрицает способности культуры к обновлению, но для того, чтобы это произошло естественным образом и в органичном для данной культуры направлении, новому поколению необходимо усвоить формы и ценностно-смысловые параметры жизнедеятельности предков. Человека «из глубинки», будущего создателя вещей, невозможно искусственно «пересадить» на совершенно чужеродную космополическую почву, ожидая его полноценного и продуктивного возвращения назад. Вряд ли приживясь на ней, он потеряет и то, что имел прежде. Этот процесс, интенсивно происходивший во второй половине ХХ в., приводил к утрате значимости и ценности содержания образования, его дегуманизации, размыванию аксиологических ориентаций, формированию шаблонов и стандартов, не имеющих ничего общего с будущими профессиональными задачами специалиста.
  9.  
  10. В случае с подготовкой специалистов по дизайну это особенно важно, поскольку дизайн проникает в материально-вещественную среду обитания человека, то есть те структуры, которые складывались порой на протяжении столетий. Непосредственное взаимодействие цивилизации и локальной монокультуры может быть губительно для последней. Относительная молодость и результаты развития современного российского дизайна ставят проблему соотношения всеобщего и частного в формо- и стилеобразовании, но нередко она оказывается нерешенной. Отказаться от участия дизайнеров в едином культурном процессе, происходящем на «смешанной» территории, невозможно, хотя бы в силу естественного стремления культуры к открытию новых субъектов общения и желания достойно предстать перед ними (музеи, фестивали, визуальная информация, веб-сайты и т.д.), быть понятыми. Столь же недопустимо согласиться с обезличенными интернациональными формами, семантика которых может находиться в явном противоречии со смыслом традиционных мотивов, сюжетов, образов, угрожать десакрализацией, профанированием значений, в конечном счете, - разрушением ядра традиции, форм духовной продукции (мифология, обряды, праздники) и жизнедеятельности, позволяющих человеку гармонично вписаться в природное окружение. Это означает, что дизайн-деятельность связана с постановкой и корректным решением духовно-ценностных, прежде всего, этических проблем. Создание предметно-вещественной среды обитания во все времена является сложным и ответственным делом, поскольку творец не только отвечает на определенные потребности человека, но и формирует его поведение, образ действий, эмоциональное состояние и т.п. Независимо от воли и желания создатель «вкладывает» в вещь информацию о себе. Его продукт отражает и воплощает как уровень индивидуальных способностей, вкусов, знаний, мировоззренческих установок и т.п., так и уровень развития культуры и цивилизации, техники и технологии, методов и навыков, отношении культуры к природе; может выступать носителем культурных символов и ценностей. Стандартные приемы и ходы, предпринимаемые дизайнерами, считающими себя представителями «более цивилизованной» культуры, оказываются порой не соответствующими реальным потребностей адресатов и, будучи недостаточно осмысленными и нетворческими, низводят сам дизайн до уровня ремесленной деятельности.

Share with your friends:

Распечатать