SaveText.Ru

Без имени
  1. «Родной край, его история, - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество нуждается в нравственной эволюции. Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовать их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения. По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодежи достаточно высок. Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями. Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей. Все приемы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества. В современном воспитании ребенка умелое использование народной педагогики могло бы принести хорошие плоды. Одним из мощных традиционных средств воспитания, является приобщение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с её жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не являются его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребенка в современных условиях. Чтобы восстановить интерес к народному творчеству, в объединении используем приемы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях. Здесь огромную роль играет фольклор. У народа саха немало традиций духовной культуры, уходящих истоками в глубокую древность. Как народ и этнос, народ саха имеет духовность, свой язык, мы не растеряли свою национальную культуру и традиции.
  2. Якутский народ должен сформировать  у  своих детей с малых лет этническую самоидентификацию, уверенность в себе, умение вести здоровый образ жизни, должен  обеспечить их физическое и нравственное воспитание, развить творческие способности и талант, привить  им уважение к родному языку и родной  культуре, любовь к Родине. Решению этих задач воспитания содействует приобщение детей к устному народному творчеству. Разработка книжки-игрушки по устному народному творчеству вызвана необходимостью приобщения подрастающего поколения к культуре родного народа, обучению их традициям предков, их эстетическому и нравственному воспитанию.
  3. Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагогическим требованиям:
  4.       быть высокоидейными, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
  5.      быть художественными;
  6.      эмоционально насыщенными;
  7.      содержательными и занимательными по сюжету;
  8.      познавательными;
  9.      развивающими мелкую моторик;
  10.      воспитывающим;
  11.      ориентировка в пространстве;
  12.      простыми по форме и доступными по содержанию.
  13. Отсюда следует, что книжка-игрушка развивает мелкой моторики, знакомит с культурой якутов, ориентировка в пространстве, любовь к книге, развитие творчество и воспитание взаимосвязаны и находятся во взаимодействии.
  14. Книжка игрушка - результат процесса воспитания и обучения, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию. Такими основами являются положения, определяющие сущность книги и его роль в жизни общества.
  15. В настоящее время актуальной проблемой является сохранение традиций совместного семейного чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
  16. Для приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре народа саха в нашем МБДОУ д/с компенсирующего вида №1 «Теремок» города Олекминска мы проводим различные формы и методы совместной работы педагогов и родителей. Организуем декаду якутского языка, проводим детско-родительский творческий конкурс самодельных книжек на тему: «Якутия моя - один лишь край России». Это веселое и познавательное мероприятие, объединяющие родителей  и ребенка.  Изготавливая собственную самодельную книжку вместе с ребенком, родители открывают ему дверь в «прекрасный» мир книг, который  можно потрогать, посмотреть, почитать, показать другим. Изготовление самодельных книжек это отличный пример совместного творчества родителей и ребенка и именно оно помогает полюбить книги. Кроме этого, такие книжки-игрушки обогащают словарный запас ребенка, воспитывают способность воспринимать, чувствовать и понимать состояние литературных героев, развивают художественно-творческие способности.
  17.  
  18.         В проведенном  этом году конкурсе участвовали 14 детей, это воспитанники второй младшей  и подготовительной группы и их родители. Были представлены книги разных тематик и форм, а так же изготовленных с применением разных материалов.       
  19. Абсолютным победителем стал Драчев Артем с книгой «Якутский национальный инструмент Хомус»,  дипломантом  I степени стала Цыденова Света с книгой «Считалка по якутски»,  дипломантом II степени стала Залесская Мила с книгой «Якутская одежда», дипломантами III степени стали две работы - это Сулуйманов Аман с книгой «Якутская посуда» и Сулуйманова  Алия с книгой «Якутские наряды и украшения». Очень интересные и содержательные книги создали Имаева Ровенна (книга «Край мой любимый»),  Воротников Петя (якутская сказка «Чачакаан-чачакаан»), Мухомедзянова Таня («Якутский национальный праздник ысыах»), Большедворский Максим (Русская народная сказка «Гуси лебеди»), Толмачева Юлиана («Я живу в Якутии»), Лебедев Кирилл («Животный мир Якутии»), Фесюк Дима («Якутская национальная культура»). Как видно из названий книг, тематика очень разнообразнаи обширна.Во время конкурса дети познакомились не только с книгами но и поиграли в подвижные якутские национальные игры: «Бой быков»,  «Попей с колодца» и «Собери ягоды в туесок», А также в исполнении Сулуймановых Алии и Амана прозвучала композиция игры на хомусе, в завершение конкурса дети станцевали танец дружбы «Олекминский осуохай».
  20.         Таким образом, совместная работа педагогов ДОО с родителями по приобщению детей к  культуре народа саха имеет разнообразные формы, а совместное создание книжек-самоделок детей вместе со своими родителями не только приобщает детей к художественной литературе и культуре своего народа, но и имеет большое воспитательное значение и укрепляет связь родителей со своими детьми.
  21.  

Share with your friends:

Распечатать